Кирилл Жилкин: «Проблема не в том, что нас считают провинцией, а в том, что мы сами так считаем»

Moskvaer поговорил с художником, куратором новой московской арт-площадки «Полиграфический цех» Кириллом Жилкиным об изоляции современного российского искусства от общемирового контекста и том, как куратору избежать предвзятости, вращаясь в небольшой столичной арт-тусовке.

MOSKVAER: Кирилл, открывшееся в этом месяце арт-пространство «Полиграфический цех», которое вы курируете, находится под патронажем государственного образовательного учреждения, и это его несомненный плюс – возможность априори быть встроенным в систему. Однако есть, как мне кажется, и очевидный минус – это локация. «Полиграфический цех» удален от центра, находится в 20 минутах ходьбы от станции Люблино. Вы рассматриваете такое расположение как уникальную особенность и возможность стать культурным центром на периферии города, но как привлечь туда весь остальной народ? Если, конечно, вы не планируете выставлять Серова…

КИРИЛЛ: У меня получалось 16 минут быстрым шагом, но это детали. Конечно, Серову мы все проигрываем, и это упрощает ситуацию. Если серьезно, мне видятся одни плюсы. Здесь можно сосредоточиться на творческом процессе, не тратя деньги на аренду помещения и прочее, выстраивать диалог и с арт-сообществом, и со студентами, и с местными жителями.

Любая новая площадка поначалу сталкивается с трудностями – и с освещением деятельности, и с вниманием публики, но, если регулярно проводить выставки и другие мероприятия, развивать ее, люди будут приходить чаще.

На открытии первой выставки у нас было довольно много людей, и я уверен, что впоследствии будет еще больше. Мы не коммерческая институция и не будем мониторить рынок, просить звезд озарить своим светом это пространство. Новая площадка должна показывать новых художников, именно это и привлекает ценителей. Но, конечно, новизна – не синоним неопытности: все участники нашей первой выставки «Место преступления» – художники с большим опытом творческой деятельности и серьезным образованием.

Открытие площадки было вашей инициативой, если я правильно понимаю, которую поддержало ваше руководство из техникума Красина. Расскажите о реакции Департамента культуры на такое начинание. Насколько вообще городские власти заинтересованы в подобных проектах? Вы рассчитываете на их финансовую поддержку?

КИРИЛЛ: Да, все так. Департамент образования ставит задачу перед техникумом развивать творческую и просветительскую среду, а с Департаментом культуры мы планируем начать диалог.

Площадка функционирует на базе отделения «Люблино» – это одно из трех отделений техникума. У нас есть идеи проводить мероприятия, связанные с современным искусством и на базе других отделений, но Люблино – пока главное направление. Мне видится здесь огромный образовательный ресурс и для продвижения современного искусства, и для утверждения культуры как таковой. Посмотрим, как пойдет, мне кажется, этот опыт можно транслировать и на другие образовательные учреждения, ведь сейчас даже в профильных вузах почти нет активно функционирующих выставочных залов. Исключение составляет галерея «Тоннель» в академии им. С. Г.  Строганова.

На экскурсию по нашей выставке приводили студентов техникума им. Красина, и я рассказывал им о работах и о художниках, это было очень интересно для меня, и я видел встречный интерес с их стороны. Особенно это необычно для тех, кто учится в Люблино – ведь их никогда не водили в Московский музей современного искусства (ММСИ) или «Гараж», и вот, современное искусство само к ним пришло.

Автор фото: Виктор Новиков
Автор фото: Виктор Новиков

Как в целом зрители приняли площадку? Предстоят ли ей еще какие-то модификации?

КИРИЛЛ: Те, кто приехал, не были разочарованы. Рад, что проект поддержала куратор ММСИ Дарья Камышникова. Конечно, будем совершенствовать площадку, технически в первую очередь, но в процессе подготовки к первой выставке уже была проделана огромная работа. Думаю, мы поставим побольше пуфиков, чтобы было удобнее смотреть видео-арт и участвовать в public talk.

Касательно организации процесса: скоро я объявлю open call на следующий выставочный проект, я думаю чередовать закрытые и открытые мероприятия, проводить встречи, приглашать других кураторов к сотрудничеству и, естественно, реализовывать весь комплекс образовательных инициатив, которые предоставляет функционирующая на базе техникума площадка.  Тут я не изобретаю ничего нового, а ориентируюсь на успешные опыты самоорганизации.

4G7A7059

Арт-сообщество в Москве – это небольшая тусовка людей, где все друг друга знают. Будучи куратором целой арт-площадки, а теперь еще и куратором выставок, как избежать предвзятости в выборе художников для участия в проектах?

КИРИЛЛ: Действительно, тусовка небольшая, и полностью избежать предвзятости невозможно. Это тонкий вопрос, у всех институций есть свое направление деятельности, свои представления о вкусе. Я знаю, чего мне не хватает на нашей арт-сцене и, конечно, не собираюсь делать на площадке выставки о чем угодно, но у меня нет и задачи выставлять одних и тех же художников или сделать себе 10 персональ ных выставок. Есть темы, которые мне интересны, как и любому куратору.  К тому же, будем стараться показывать художников, которых еще никто не знает. Так, на выставке «Место преступления» был представлен Михаил Левиус – автор, который раньше не выставлялся в контексте современного искусства. Это тоже задача куратора – находить новых художников или предлагать им проявить себя в другом качестве.

Кирилл, не секрет, что современное искусство в России находится в некой изоляции от общемирового контекста. Даже на московской биеннале наших художников – на пальцах одной руки можно сосчитать, да и тех никто, кроме местных арт-критиков не знает. Как вы считаете, в силах ли сами художники эту ситуацию как-то поменять? Как?

КИРИЛЛ: Это больная тема, и корень ее мне видится в, первую очередь, не в том, что нас считают провинцией, а в том, что мы сами считаем себя провинцией. То, что на московской биеннале иностранцев больше, чем россиян – это нонсенс, мы должны формулировать актуальную для нас дискуссию и сами вырабатывать смыслы. Это, очевидно, проявляется во многом: например, у нас много групп, которые поют песни на английском языке, не имея шансов попасть в западную индустрию. Я и сам англоман, но мне все-таки кажется, что не учитывать наш собственный национальный контекст и язык – это ошибка. Нам стоит чаще вспоминать, что, несмотря на периоды отставания, в культуре России были грандиозные рывки, например, авангард. Москва была столицей мирового искусства, сейчас же перед нами (Россией и Западом) стоит ряд универсальных общих проблем: это и влияние интернета, и терроризм, и, если сформулировать шире, – эрозия культуры.

Достижения цивилизации – хрупкая вещь.  Я все время говорю своим студентам, что однажды мы можем проснуться совсем в другом мире. Деколонизация прошла 70 лет назад, от рабства мы избавились 150 лет назад, и все это – миг. Я говорю «мы», потому что мыслю себя внутри некой общей культурной парадигмы – это и христианская цивилизация, и гуманизм, и семиотика, и мы внутри этого контекста. Наша задача – не махать руками перед нью-йоркским критиком с призывом «заметь меня», а осознать в принципе, есть ли смысл в том, что мы делаем.

В летней школе Института проблем современного искусства я общался со студентами из Голдсмит – это одна из крупнейших арт-институций Британии. Кто-то из них сказал: «Проблема такая: мода каждый месяц меняется, и мы не успеваем подстраиваться под нее». Мне такая деятельность непонятна и неинтересна, я ориентируюсь на художников, которые работают въедливо, как Луиза Буржуа или Ансельм Кифер. Вообще, немецкая школа как одна из самых успешных национальных школ в современном искусстве – хороший пример. Немецкие художники постоянно в диалоге со своей непростой историей – это делает их искусство сильным. Наша история ничуть не проще, нам надо больше думать и говорить о ней. Кому, как не нам.

Об авторе Яна135 Статьи
По профессии - журналист, по призванию - кухонный философ. Обожатель Москвы и бунтарь. Фрустрирующий гедонист.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

Kirill Zhilkin: “The Problem Isn’t That the World Considers Us a Province, but That We Do It Ourselves”

Moskvaer spoke with the artist and curator of the new Moscow art space “Polygraphichesky ceh” Kirill Zhilkin on the isolation of contemporary Russian art from the global context and how he should avoid bias, spinning in a small art coterie of the city.

MOSKVAER: Kirill, the art space “Polygraphichesky ceh” which just opened in February, is under the patronage of the state educational institution, and that is a definite plus–the possibility of a priori to be built into the system. However, there seems to me, an obvious negative point as well–location. “Polygraphichesky ceh” outlies from the center, it’s a 20-minute walk from the Lublino station. You consider this arrangement to be a unique feature and a chance to become a cultural center on the periphery of the city, but how can you attract people there? You do not plan to exhibit Serov, do you?…

KIRILL: I made it in 16-minute walk, but it’s just details. Of course, we all lose Serov, but it simplifies the situation. Seriously, I can clearly see only pluses. You can focus on the creative process, without spending money on rent premises and such, you can build a dialogue with the art community and students and locals.

Any new site initially encounters difficulties, be it public relations or lack of attention. But if you hold exhibitions and other events regularly, and develop the site, people will come more often.

At the opening of our first exhibition, we had many people and I’m sure there will be more eventually. We are not a commercial institution and not going to monitor the market and ask celebrities to illuminate the art space with their glamorous lights. The new site should represent new artists; this is what attracts connoisseurs. But, of course, modernity–is not synonymous with inexperience: each participant of the first exhibition had a wide experience of creative activity and a serious education.

Photo by Victor Novikov
Photo by Victor Novikov

To open the art space was your personal initiative, if I understood correctly, and you were supported by your leadership of the Krasin college. How did the Department of culture react to such an undertaking? Are city authorities interested in such projects? Do you rely on their financial support?

KIRILL: Yes, that’s true. The Department of Education sets the task to the college to develop creative and educational environments on its basis, so they support us. And we plan to initiate a dialogue with the Department of Culture as well.

The art space operates on the basis of “Lublino” filial of the Krasin college—it is one of the three branches. We have the idea to carry out activities related to contemporary art based on other filials, but Lublino is the main direction so far. I see here a great educational resource for the promotion of contemporary art and culture. Let’s see how it goes, it seems to me, this experience can be translated to other educational institutions, because now even in the specialized high schools there are almost no actively operating showrooms. An exception is the gallery “Tunnel” in the Stroganov Academy.

Krasin college students visited the exhibition, and I told them about artworks and artists, and it was very interesting for me, and I saw a counter-interest from their side.

And in general, how did the audience take to the art space? Are some modifications coming or is it totally finished for now?

KIRILL: Those who came were not disappointed. I am glad that curator of The Moscow Museum of Modern Art Daria Kamyshnikova supported the project. Of course, we will technically improve the site, but also a lot of work has been done in preparation for the first show. I think we will put a little more padded stools to make it easier to watch video art and participate in public talk.

I will announce an open call for the next exhibition project soon, I plan to alternate indoor and outdoor activities, hold meetings and invite other curators to cooperate and, of course, implement the whole complex of educational initiatives. Here I do not invent anything new, I’m just guided by successful experiences of self-organization.

4G7A7059

The art community in Moscow–it’s a small community where everyone knows each other. As curator of the new art space, and the curator of exhibitions, how do you avoid bias in the selection of artists to the projects?

KIRILL: Indeed, it’s a small community, and it’s impossible to completely avoid bias. This is a delicate question, all the institutions have their own activity, their own ideas about the art and beauty. I know what I was missing at our art scene and, of course, I’m not going to do an on-site exhibition about whatever, or put the same artists all the time, or hold 10 of my own personal exhibitions. There are topics that are interesting to me as to any curator. In addition, we will try to show artists that no one knows yet. So, at the “Crime scene” exhibition we presented Michael Levius – an author who had not been previously exhibited in the context of contemporary art. This is also the task of the curator – to find new artists or invite them to express themselves in a different capacity.

Kirill, it is not a secret that contemporary art in Russia is in a kind of isolation from the global context. Even at the Moscow Biennale there were very few local artists–we can count them on the fingers of one hand, and I doubt that someone except art critics knew their names. Do you think that artists are able to change this situation? How?

KIRILL: It’s a sore subject, and the problem, as I see it, is not that world considers us to be a province, but that we ourselves consider us a province. The fact that at the Moscow Biennale there were more foreigners than Russians is nonsense. This, obviously, is manifested in many ways: for example, we have a lot of bands who sing songs in English, with no chance to get into the Western industry. I myself am an Anglomaniac, but I still think that not to take into account our own context and language–is a mistake. We should remember more often that despite the lag periods Russian culture made enormous leaps, such as avant-garde. Moscow used to be the capital of the art world, and now in front of us (Russia and the West I mean) is a set of universal common problems: it is the influence of the Internet, and terrorism, and, to put wider–the erosion of culture.

Achievements of civilization is a fragile thing. I always tell my students that one day we may wake up in a completely different world. Decolonization was held 70 years ago, we got rid of slavery 150 years ago, and all that is just a moment. I say “we” because I imagine myself inside some general cultural paradigm, be it Christian civilization and humanism, or semiotics, and we within this context. Our task is not waving hands in front of the New York critics calling “please, notice me,” but realizing, if there is a sense in what we do, ever.

In summer school of the Institute of Contemporary Art I spoke with students from Goldsmiths–one of the largest art institutions in Britain. One of them said: “The problem is that fashion is changing every month, and we can’t adjust to it.” I do not understand and am actually indifferent to such activities. I am guided by the artists who work thoughtfully like Louise Bourgeois or Anselm Kiefer. In general, the German school is a good example, being one of the most successful national schools in contemporary art. German artists are constantly in dialogue with the difficult history of the nation–it makes their art strong. Our history is not simple as well, we need to think more and talk about it. Who, if not us.

About Yana141 Articles
Journalist by education, barstool philosopher by heart. Moskvaer. Rebel. Frustrated hedonist.

Be the first to comment

What's on your mind?