Пережитки советского сервиса в Москве глазами капиталиста

К моменту, когда я впервые приземлился в Киеве, я четко понимал, что все отныне будет по-другому. Это был первый в моей жизни опыт выезда за пределы США, и, прямо скажем, прожив большую часть жизни в Теннеси, я не очень-то много знал о странах бывшего Советского Союза, включая и саму Россию. Более того, не помню, чтобы я когда-либо прежде встречал кириллический алфавит (о том, как он выглядит, я узнал на борту самолета).

Конечно, главное, что всплывало в моей голове в тот момент, – это укоренившиеся на Западе стереотипы о советской культуре. Некоторые из них, кстати, нашли свое подтверждение, но вот чего я уж точно не ожидал здесь встретить, так это абсолютного безразличия к заработку. Не сказать, чтобы постсоветский народ не любил деньги – нет; но именно так, словно бы доход ничего не значил в этой жизни, вели себя здесь представители различного бизнеса, от владельцев магазинов до ресторанных администраторов. Это впечатление сложилось у меня в результате многочисленных взаимодействий с людьми во время покупок кофе или закусок в небольших магазинах или киосках, что разбросаны по всему Киеву.

«Чтооо?», – говорили мне каждый раз продавцы с мрачными, озлобленными лицами, словно бы я их сильно потревожил тем, что проходил мимо и решил оставить в их магазине немного денег в обмен на какой-нибудь из напитков в ассортименте.

"What? ...Why are you here?"
«Чё? Что надо?»

«Это было грубо», – думал я про себя. В Америке меня бы встретили с улыбкой и спросили что-то вроде: «Чем я могу вам помочь, сэр?». Причем, абсолютно неважно, была бы эта улыбка искренней или нет – любой работник сферы услуг в штатах научен тому, что он должен проявлять дружелюбие, если хочет стабильно зарабатывать. Чем более дружелюбны сотрудники, тем более вероятно, что клиент вернется снова или, как минимум, оставит о вас положительный отзыв в сети или беседе с друзьями.

Не сказать, чтобы постсоветский народ не любил деньги – нет; но именно так, словно бы доход ничего не значил в этой жизни, вели себя здесь представители различного бизнеса, от владельцев магазинов до ресторанных администраторов.

На моем опыте, большинство киевских ресторанов отличались ужасающим сервисом. У официантов уходила целая вечность на то, чтобы обнаружить тебя в зале и предложить меню, а потом еще больше, чтобы принести выбранные тобой напитки и – не дай бог – еду. Они никогда не улыбались, не представлялись по именам, часто путали заказы, а, накрыв, наконец, стол, не возвращались к вам больше ровно до того момента, пока вы настойчиво не требовали счет.

С каждым моим новым визитом в одни и те же магазины, мал-помалу продавцы и хозяева начинали меня узнавать и становились дружелюбнее. Некоторые даже одаривали улыбкой. Однако персонал ресторанов до последнего стоял на своем.
Переехав в Москву, я понял, что стиль общения с клиентами в Украине и России общий. Впрочем, впоследствии я понял, что в Москве все даже хуже.

Здесь рестораны откажут тебе в посадке уже в пять вечера, хотя бронь желаемого столика предусмотрена только на десять. Это смешно, ведь не буду же я пять часов уплетать ту скромную порцию еды, что они обычно подают, а, даже если буду, ведь они могут пересадить меня к тому моменту, когда придут ожидаемые гости.

Очень часто, делая заказ, я сталкиваюсь с безоговорочным и безразличным «нету» в отношении сразу нескольких позиций, что делает логичным сначала справиться о том, что же у них есть. Официанты медлительны и в их глазах нет и капельки сожаления о том, что вам приходится ждать дольше обычного. И улыбок на их лицах тоже, конечно, нет.

В магазинах сотрудники занимаются расстановкой продукции на прилавки прямо в покупательский час-пик, а не тогда, когда магазины традиционно пустуют. Очереди километровые, кассиры злые, все несчастны. Часто, когда ты находишь продукт, который тебе понравился и возвращаешься за ним на следующий день, то его уже нет. И либо он не появляется там еще несколько недель, либо вообще никогда.

Я могу продолжать бесконечно, но суть моего рассказа, пожалуй, лучше отразят два конкретных примерах – оба случая произошли на одной неделе в Москве.

ХОРОШИЙ ПРИМЕР

Я посетил фестиваль еды «Игры престолов» в Саду Эрмитаж и решил, что хоть это и весело, я все-таки не прочь как следует поесть. Мы направились в the Food Market, Foood Bazar (не путать с 21 Food Market), где нас встретил более или менее любезный официант, который владел базовым английским (уже впечатляет!).

Foood Bazar - Hip, right?
Foood Bazar — Круто, да?

Я заказал простейшую пиццу Маргариту и пиво. Напитки принесли довольно скоро, и мы стали ждать еды. Мы подождали немного, а потом еще немного, а потом еще… В итоге, через 15 минут нам сообщили, что еда вот-вот будет готова. Еще через пять минут подошел официант и сказал, что пицца подгорела и повар вынужден испечь новую, что займет еще десять минут.

Официанты медлительны и в их глазах нет и капельки сожаления о том, что вам приходится ждать дольше обычного. И улыбок на их лицах тоже, конечно, нет.

Что ж, хоть я и был адски голоден, тогда я не слишком расстроился, потому что мы никуда не спешили и, к тому же, уже привыкли к подобным ситуациям в Москве. Единственный нюанс, который я отметил – это то, что в Америке эта пицца была бы подана за счет заведения.

Когда еду в конечном счете принесли, она, к моей большой радости, оказалась вкуснее, чем можно было ожидать. Другой сюрприз ждал меня, когда мы уже собирались уходить и, признаться, действительно, застал врасплох.

К нашему столику подошел официант и предложил завершить трапезу АБСОЛЮТНО БЕСПЛАТНЫМ десертом. Пирожное не было таким уж вкусным, но оно было бесплатным, а то, что бесплатно, всегда кажется чуточку вкуснее, не так ли? Словом, я был приятно удивлен, в кои-то веки встретив достойный сервис на просторах Москвы.

ПЛОХОЙ ПРИМЕР

На той же неделе, один мой друг решил отпраздновать свой день рождения в баре на крыше с очевидным названием «Крыша Бар», что неподалеку от метро Владыкино. Место было выбрано по принципу наличия классного вида с открытой террасы и караоке – оба параметра, которые я лично воспринимаю на «ура».

По приезду нам предложили множество вкусных закусок, однако я и еще двое ребят вскоре опечалились, увидев крайне ограниченный выбор разливного пива в меню. Мы остановились на Гиннессе по цене 400 рублей за кружку и стали томиться в ожидании, что кто-нибудь примет у нас заказ. Когда чудо произошло, и я прильнул губами к холодной кружке с пивом, то сразу понял: что-то не то. Вкус был просто омерзительный.

Заботься о своих клиентах как следует, потому что иначе о них позаботятся твои конкуренты.

Я сначала подумал, что мне показалось, но потом, убедившись, что это не пиво, а какое-то водянистое УГ, решил поделиться своими впечатлениями с приятелями, и оказалось, что они со мной согласны. Мы дружно решили сообщить об этом официанту и попросили его заменить это УГ, которое они называют Гиннессом, на другое пиво из меню. Разумеется, официант пошел советоваться с администратором, а когда вернулся, мы получили отказ.


«Это хорошее пиво, мы не будем его менять», – сказал официант со ссылкой на администратора ресторана.
Кто удивлен?

В общем, мы пытались прикончить это «хорошее пиво» до конца вечера, но так и не смогли. Один из нас даже рискнул заказать другое, но и оно оказалось на вкус, словно разбавленная тюленья моча.
Не ходите туда, люди, во всяком случае, не за кружечкой добротного пива…

ИТАК

Вывод, который я могу сделать, – это то, что менеджер в «Крыша Баре» еще не выучил главное правило успешного бизнеса: заботься о своих клиентах как следует, потому что иначе о них позаботятся твои конкуренты.

Радует, что какая-то часть московского бизнеса уже, кажется, поймала волну новых идей и грамотных коммуникаций с клиентами, что в перспективе, конечно же, обернется ей пользой и профитом.

Эти две контрастные ситуации соответственно воплощают собой противостояние неизбежного капиталистического будущего России с пустившим глубокие корни советским менталитетом по отношению к клиентам.

Пока у москвичей есть выбор – среди производителей, дистрибьюторов, мест для развлечений и чего угодно еще, они будут стекаться туда, где им предложат лучшее соотношение цены и КАЧЕСТВА обслуживания.

В этом я абсолютно уверен.

Знаю, для кого-то это может быть довольно ново, но, что ж, добро пожаловать в капитализм, Россия!

Об авторе Дастин 55 Статьи
Американский экспат, увлеченный фотографированием красивых мест, людей и архитектуры.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

The Soviet Mentality VS Capitalism: A Customer Service Comparison

From the moment I arrived in Ukraine, I knew everything would be different. It was my first time living outside of the US and I didn’t know much about the countries of the former Soviet Union, save Russia, and I can’t remember even having seen Cyrillic (which I managed to learn on the flight) much or at all in good ole Tennessee.

Of course, the well-ingrained stereotypes of Soviet culture were at the forefront of my mind and some of them stood true, but I did not expect such apathy toward gaining money. That’s not to say that post-Soviet people don’t like money, but you wouldn’t know it much from the attitudes of shop owners or restaurant managers. A great example of why I came to feel this way arose from the many interactions I had when purchasing a drink or snack at a sidewalk kiosk or small store in Kiev.

“Что!?” (What!?) said each and every worker with a grim, angry face as if I was bothering them when I approached the window or walked through the door, eager to give them my money for a delicious Western beverage. “That’s rude.” I would always think. In America, I’d be greeted with a smile and a friendly, “How can I help you today?”

"What? ...Why are you here?"
“What? …Why are you here?”

Whether the smile or the willingness to help me was genuine or not is nearly irrelevant to their intentions—employees in America are taught that they must be friendly in order to gain repeat business and earn more money. The friendlier your employees are, then the more likely customers are to return or give your business a positive online or person-to-person review.

That’s not to say that post-Soviet people don’t like money, but you wouldn’t know it much from the attitudes of shop owners or restaurant managers.

In my experience, restaurant service in the Ukrainian capital was generally abysmal. Waiters took forever to bring a menu, even longer to bring drinks, and longer still to bring food. The wait-staff never smiled, never gave their names, and usually served incorrect orders and then never returned to the table unless heavily flagged down for the bill.

With each returning visit, the shop owners would eventually recognize me and become friendlier while some even smiled, but the restaurant service consistently remained poor. Since I’ve transferred to Moscow, an even bigger city, I’ve found the customer service levels to be in the same fashion, but much worse for the most part.

Restaurants will deny you seating at empty restaurants at 5:00 PM because those tables are “Reserved” for 10:00 PM—as if I’d eat there for five hours or that they couldn’t simply ask me to move when the proper patrons arrived. When I order something, my desires are often met with a stark and careless “Нету“ (We don’t have it.) at least twice, making it easier to ask what they do have first. Waiters are slow with no apologies and of course, again there are no smiles.

Store employees stock shelves during the day when the building is full of patrons instead of at night, causing irritating and sometimes dangerous obstacles. Lines are long, cashiers are angry and no one is happy. Often times, you’ll find something you really like one day, and it’ll be completely gone the next day—out for weeks or never to return because obviously someone didn’t order it.

I could continue with endless examples, but the meat of this narrative lies in a certain case study derived from two of my experiences in a week.

THE GOOD

I recently visited “Hermitage Gardens” for the Game of Thrones Food Festival and decided that while it was entertaining, I’d enjoy a more complete meal at a nearby restaurant, The Food Market, Foood Bazar (not to be confused with 21 Food Market). The waiter for our table was a rather friendly guy who spoke a small bit of English and already I was impressed.

Foood Bazar - Hip, right?
Foood Bazar – Hip, right?

I ordered a simple Margherita Pizza and a beer. The waiter served me the beer rather quickly and then I waited… and waited… and waited. Finally, after about 15 minutes he informed me that my pizza would arrive in about three minutes more and I grew hungrier. About five minutes passed and he returned to the table, stating that the first pizza had burned and they’d have to cook it again. Approximate wait time: 10 more minutes.

I wasn’t too upset because I wasn’t in any rush and hell, I’d been conditioned to expect such a situation in Moscow, but I knew that in America—this pizza would be free. Finally, my pizza arrived and surprisingly it tasted better than expected. After I paid the check, I stood up to grab my bag so we could be on our way and that’s when it happened…

When I order something, my desires are often met with a stark and careless “Нету“ (We don’t have it.) at least twice, making it easier to ask what they do have first.

I was shocked.

The waiter had returned to our table and presented me with a completely FREE dessert. The dessert wasn’t that tasty, but it was free and free always tastes better. I couldn’t believe it, decent customer service in Moscow. Who would’ve thought?

THE BAD

That same week, a friend of mine decided to celebrate her birthday at a rooftop bar near Vladykino metro station named Bar Krysha. It had been chosen for its rooftop location and karaoke goodness, aspects which both excited me enough.

Upon arrival, we were served with countless appetizers and the food was absolutely delicious. Three other party-goers and I all looked at the beer menu with haste and noticed to our disappointment that there was only a small selection of draft beer available.

No matter—they had Guinness for around 400 Rubles so we went that option (some with ginger, some with a kind of berry flavor). We waited forever for someone to take our beer order and then bring them to us. With my lips eagerly wanting to sip a tasty Guinness, I took my first gulp and noticed something was wrong. It tasted absolutely awful.

I thought it was just me so I took a few more sips and finally mentioned to a friend beside me that it tasted like watered down shit. Nothing like Guinness. He agreed, as did two other poor souls. We decided we couldn’t bear to drink it anymore and after waiting a while, my friend informed the waitress and she told us to wait and walked off for a bit.


After at least five minutes of waiting, my friend told the same waitress the problem once again as she walked by and asked if all of us could trade our disgusting excuses for Guinness in for the other beer they have on tap. She told us to wait and went to ask her manager.

After a bit, she returned and told us something along the lines of “No, we won’t change it. My manager said it is a good drink.”

Not surprised by the answer, but rather amused instead—we had no choice but to try to finish what we had and to not order another one. Three of us choked down the shit and the fourth couldn’t finish it—barely touched it even.

You should have learned the value of treating your customers well. Some Moscow businesses are starting to catch on to new ideas and those that do will be much more successful in the long run.

Later, another friend decided to try the other beer available and again to no surprise—it was described to resemble the taste of watered down piss.

Don’t go there, at least not for beer. Although the food was great, I’ll never return.

AND SO…

Like that, I can only assume that the bar manager at Bar Krysha hadn’t yet learned the value of treating your customers well. S/he doesn’t realize that other Moscow businesses are starting to catch on to new ideas and those that do will be much more successful in the long run.

These two contrasting situations seem to respectively represent the epitome of what the future of capitalism in Russia will become versus the old Soviet mentality towards customers. There is more than one distributor of your products whether they be forms of entertainment, services, or bread—and Muscovites will flock to the better value with better customer service.

Of that, I’m sure.

I know you’re still rather new to the table, so welcome to capitalism Mother Russia.

About Dustin55 Articles
American expat fond of photographing beautiful places, beings, and architecture.

Be the first to comment

What's on your mind?