Загадка Голосова оврага: Таинственный уголок в самом центре Москвы

Туман в Голосовом овраге. Фото Михаила Гордова

События происходили в начале девятнадцатого века. Двое простых крестьян – Архип Кузьмин и Иван Бочкарев – возвращались в родную деревню Садовники после двадцатилетнего отсутствия. За все эти годы, что прошли с момента их таинственного исчезновения, они ни на день не постарели…

История, которую по возвращении мужики рассказали односельчанам, стала настоящей легендой. Согласно ей, однажды после разгульной ночи, возвращаясь домой, мужчины шли вдоль Голосова оврага. На дне оврага они увидели необычайно густой туман. Через несколько мгновений из тумана выступило диковинное существо, которое поведало, что им теперь будет непросто отыскать путь домой, хотя, дескать, есть один способ…

Эта история во всех документальных подробностях описана в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года. Она одна из многих, что повествуют о странностях этого уголка Москвы – Голосова оврага.

Местная достопримечательность

Будучи ранее известной как Власов овраг, эта местность выходит прямиком к Москве-реке на юго-востоке от центра города и находится в пределах парка Коломенское. Она является частью дороги, что ведет к городу Коломна, известному своей музейной фабрикой пастилы. Большинство людей едут туда, чтобы полюбоваться Церковью Вознесения, построенной в 1532 году в честь дня рождения Ивана Грозного. Потом – посмотреть на реконструированный деревянный дворец на проспекте Андропова и немного задержаться, чтобы проверить, на месте ли камень, помещенный туда в ознаменование конца эпохи крепостного права.

Как добраться

Проехать на метро до станции Коломенская – это четырьмя станциями южнее Театральной. Выходя из метро, убедитесь, что вы выходите на ту сторону дороги, где расположен супермаркет и ряд небольших магазинов. Поднимитесь далее по наклонной тропе и вскоре вы окажетесь на усаженном деревьями проспекте. Слева от вас будет кафе с террасой, небольшой тренажерный зал в подвальном помещении, а сразу за ним – японский ресторан. Впереди должны виднеться большие железные ворота с КПП (вход бесплатный). Это и есть Коломенское, где в былые прекоммунистические времена элита Москвы, состоявшая из членов королевской семьи и различных герцогов, собиралась на общественные мероприятия и праздники.

Пройдите вперед еще несколько метров, поверните налево. Вскоре вы должны дойти до деревянной лестницы, которая ведет в извилистое, высотой в три человеческих роста, ущелье. Будучи плотно окруженным деревьями и кустарниками, вы могли бы подумать, что оказались в настоящих дебрях, если бы только не гул переполненных автострад. Добро пожаловать в Голосов овраг….

Golosov-Ravine-003

Это место имеет репутацию некой зоны сверхъестественного, и, если верить порталу Geomerid, является одной из самых аномальных зон в России.  Даже само его название представляет собой загадку: отсылает ли оно нас к Змеиному Богу, повелителю загробной жизни, которому поклонялись язычники (Волос), или же к голосам (Голосов) затерявшихся в этой местности душ?

Самый известный пример в пользу голосов уводит нас в 1621 год, во времена, когда конница крымского хана Девлет-Гирея, прославившего себя сожжением Москвы, вдруг появилась на территории оврага. К тому моменту татар в этих местах не видели с 1571 года, с момента отбитой атаки. Отряд схватили, и царь приказал учинить дознание, в ходе которого выяснилось, что, спасаясь от преследования русского войска, татары спустились в Голосов овраг. На дне был какой-то странный зеленоватый туман, в котором они надеялись скрыться. Вышли они из тумана, как впоследствии оказалось, только через 50 лет.

Кроме этого, на страницах Russia Beyond the Headlines был опубликован материал Екатерины Костиковой под называнием «Страх и Ужас в большом городе» (от 24 ноября 2013 года), который перечисляет показания местных жителей, записанные ранее в «Московских ведомостях» и свидетельствующие, что те видели в овраге странных высоких существ, одетых в шкуры, и вскоре после появления, вновь исчезнувших в тумане.

Более того, как рассказывает Yourguide, даже в советские времена, вплоть до двадцатых годов, «Московская газета» писала, как группа юных пионеров пыталась отыскать в овраге «древесного гоблина», который был замечен местными жителями в окрестностях.

Geomerid пошел еще дальше. Портал сообщает, что независимо от того, насколько холодает за окном, родниковая вода (по дну оврага протекает ручей, состоящий из родников) там никогда не замерзает.  А Институт общей физики, в свою очередь, обнаружил, что регистры электромагнитной радиации в области оврага в двенадцать раз выше среднего уровня. Видимо, этим и объясняется размер знаменитых целебных камней в овраге (Гусий камень для мужчин и Девий камень – для женщин).

Golosov-Ravine-002

Аномальная зона?

Действительно ли Голосов овраг – аномальная зона, эдакий мини Бермудский треугольник? Ведь, в конце концов, многие утверждают, что Земля усеяна такими аномальными точками, где случается странное, где обитают неведанные существа, исчезают люди, а законы физики дают сбой.

Кажется, что Россия, с ее огромной и малонаселенной территорией, содержит значительное количество подобных зон. В Пермской области, например, есть село Молебка, где, по утверждениям уфологов, происходят паранормальные явления. Площадь так называемой гостевой зоны там оценивается примерно в 70 кв. км, общая площадь района наблюдения НЛО и аномальных явлений – более 1000 кв. км.

В Молебке еще 25 лет назад были впервые замечены НЛО, а также произошла серия магнитных аномалий. Известное сегодня как М-зона, это село – единственное в России место, где стоит памятник инопланетянину.

Monument to the alien Alyosha
Памятник инопланетянину Алёше

И если про Молебка могут знать и за пределами России, то о районах, которые еженедельно мелькают «Аномальных новостях» (Санкт-Петербургская газета), –вряд ли.

В свете дня

В свое время я регулярно проходил мимо Голосова оврага, и единственные странные существа, которых я когда-либо там встречал, были какие-то new age персонажи, ухаживающие за этим местом, как за святыней, медитирующие на камнях и приматывающие цветные ленточки к веткам деревьев. А кроме них – разве что полуголые мужчины, что фанатично обливаются родниковой водой, загадочный лучник, наряженный в самурая и, конечно, группы китайских туристов.

Тогда я напоминаю себе, что это место официально стало частью Москвы лишь в 1960-х годах, и лишь 2006-2007 годах местные власти его облагородили, установив какие-то пешеходные знаки и таблички, рассказывающие о местной флоре и фауне.

Происходило ли в последние годы здесь что-нибудь сверхъестественное? Сколько статей было написано об этой местности и никогда не переведено на английский?  Или, может быть, загадка Голосова оврага – это всего лишь байки, рассчитанные на доверчивых туристов?

Есть лишь один способ это выяснить. Geomerid утверждает, что туман по-прежнему нависает над оврагом время от времени.

Это Голосов овраг взывает к вам… 

Об авторе Edward Crabtree23 Статьи
Изгнанный английский провинциал, ведущий словесную войну с банальностью в надежде не состариться раньше времени.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

The Riddle Of The Ravine: A Mysterious Corner In The Heart Of Moscow

The mist in Golosov Ravine. Photo by Mikhail Gordov

The time was the early Nineteenth century. The victims were two ordinary peasant men. They staggered back to their village after twenty long year’s absence. They had not aged a single day since their departure!

The story they had to tell has since become something of a legend. Having had enjoyed a night of revelry, they had wandered into a ravine on the way home. Here they became enveloped in a strange fog. What happened next was that they encountered an outlandish being. This being told them that it would not be easy for them to return from whence they came. It would, however, do what it could to help them–and so here they were!

Retold in Yourguide App this constitutes one of a few such tales that centre on a part of Moscow called Golosov Ravine (Golosov Ovrag).

Local attraction

Once known as Vlasov Ravine, this area overlooks the Moskva River on the South East of the city centre and is situated within Kolomenskoye Park. It used to form part of the road that lead onto the town of Kolomna (best known for producing a type of marshmallow).

Most visitors go there to admire the Church of Ascension (built in 1532 to mark the birth of Ivan the Terrible). Then they might walk on to view the reconstructed wooden palace on Prospekt Andropova and linger en route to check out the stone placed there which commemorates the end of serfdom.

To get there is easy. Just take four stops south on the green line from Teatralnaya to Kolomenskaya. On getting out of the metro, ensure that you are on the side of the main road where the supermarket and row of shops are to be found. Proceed up an incline and you should soon find yourself in a tree-lined avenue. To your left is a café with a terrace, a small basement gym, and then a Japanese restaurant. Ahead of you there will be a large iron gate with a sort of checkpoint (although entrance is free). This is Kolomenskoye estate where, during pre-Communist times, Moscow’s elite of royals and dukes congregated for social events and holidays.

Walk straight ahead for a few yards then hang left. Soon you should reach a wooden stairwell. This will take you down into a winding enclosure that might fit a small car and is around the height of three people. Surrounded as you are by trees and bushes, were it not for the muffled groan of traffic, you could be in the wilds. Welcome to Golosov Ravine….

Golosov-Ravine-003

Sinister limbo

The supernatural reputation that belongs to it makes it, if Geo Meridian portal is to be believed, one of the most anomalous areas in central Russia. Even the very name of the place presents an enigma: does it refer to a snake deity worshipped by pagans for ruling over the afterlife (Volos) or to the voices (“golosa”) of the lost souls marooned there?

The best known instance of the latter tells of a party of mounted Tatars called Khan Devlet Giray. It was in the year 1621 when these men were captured on the grounds of the ravine. On being questioned, the bewildered soldiers explained that they had taken to the field in 1571. They had chanced upon a greenish mist in which they had become disorientated. Now it seemed that they had been catapulted fifty years forward in time! (Geo Meridian)

Furthermore, the news site Russia Beyond the Headlines featured a report by Ekaterina Kostikova called “Fear and Horror in the Big City” (November 24th, 2013). The piece recounts an earlier write up in Moskovskie Vedomosti from 1832 in which locals beheld strange tall entities in the ravine. These were donned in hides and soon vanished back into the fog out of which they had come.

Even up until the twenties, in Soviet times, a Moscow newspaper claimed that a group of Young Pioneers had gone to the ravine to search for a “wood goblin” which had been apprehended by locals in the vicinity (Yourguide App).

Geomerid makes some further claims. No matter how cold the weather turns, they claim, the famed spring water of the area never freezes. Moreover, the General Physics Institute has discovered that electromagnetic radiation registers as twelve times higher than the average there. In fact the stones show up as being twenty seven times above the expected level! (The ravine boasts two ancient stones which are thought to have invigorating properties: the “male” Goose stone, and the “female” Deviy stone).

Golosov-Ravine-002

Anomalous Zone?

Could Golosov Ravine be an anomalous zone: a sort of mini-Bermuda Triangle? There are, after all, those who contend that the Earth is dotted with such hotspots. Places where weird occurrences–disappearances, unknown creatures, time slips, strange physics and weather conditions proliferate.

The Russian Federation, with its vast and sparsely populated land mass seems to hold a fair number of such purported zones. Within Permskaya Oblast, for instance, there lies a village called Molyobka. This area hosted a procession of UFO sightings 25 years back and also features magnetic anomalies. Known as M-zone, it now contains Russia’s only statue to Extraterrestrials. Molyobka may be known outside of Russia, but the areas which feature every week in Anomalni Novosti–the St Petersburg based paranormal newspaper are not.

Monument to the alien Alyosha
Monument to the alien Alyosha

In the light of day

I have crossed through Golosov Ravine on a regular basis. The only beings which I have ever encountered are the New Age types who treat the terrain as a shrine by meditating on the stones and tying coloured ribbons on the trees. Then there are the semi-naked men anointing themselves with the spring water, and an archer who dresses up as a samurai. That and clusters of eager-eyed Chinese tourists.

Then I remind myself that it was only in the 1960’s that this place became an official part of Moscow, and then only between 2006 and 2007 when the local authorities pedestrianised the grounds by installing steps and signs telling of the local flora and fauna.

Have here been any further incidents in recent times? How much has been written on the subject that has never been translated into English? Or, is the whole thing just a patchwork of folk tales designed for the tourist market?

There is only one way to find out. Geomerid claims that the mists are still observed from time to time.

Golosov Ravine is calling to you….

About Edward Crabtree23 Articles
Exiled English provincial trying not to get old too quick by conducting a war of words with banality.

Be the first to comment

What's on your mind?