«Аэропорт-2016»: После длительной задержки рейса фильм-катастрофа заходит на посадку в России

«Вокруг царит ад, перепуганные до смерти пассажиры успевают забраться в самолет именно в тот момент, когда обрушивается здание аэропорта. Молодой летчик опускает дроссели, и авиалайнер устремляется вперед, успевая буквально на долю секунды разминуться с потоками лавы, который грозит поглотить его полностью. В сиянии оранжевого зарева вулкана самолет уходит в небо…»

Я сижу в подпольном баре в окружении кучки таких же экспатов, прячась от сырого туманного дня, свойственного концу марта. Разговор гуляет вокруг банальных вещей – зимней бесконечности, падения рубля и ненависти русских женщин к нашим скромным персонам.

«Кстати! – вскрикиваю я, пытаясь привнести в мрачные дискуссии хоть что-то светлое, – скоро же выходит «Аэропорт–2016». И под недоуменными взглядами приятелей смущенно поправляю: «Простите, я хотел сказать – «Экипаж».

Разведданные

«Экипаж» – полнометражный фильм продолжительностью 150 минут, вышедший на экраны 21 апреля 2016 года. Название воздает должное одноименному советскому фильму и сериалу – традиция, заимствованная у американского кино. Режиссер – 50-летний уроженец Молдавии Николай Лебедев, ставший известным благодаря биопику о хоккеисте «Легенда №17». Сценаристы – команда из пяти человек под руководством Тихона Корнева. Исполнитель главной роли – 31-летний Данила Козловский, звезда, получившая свою порцию славы благодаря съемке в обеих частях «Духless» и рекламе парфюма с Кирой Найтли. Место съемок – Москва, Комсомольская площадь, не менее узнаваемая, чем Крымский полуостров.

Фильм, основной идеей которого считается «испытание храбрости, самопожертвования и человеческого достоинства безжалостными силами природы» финансируется Национальным Фондом Кино и подразумевает, что фильм обязателен к просмотру. Броские афиши, появившиеся задолго до выхода, возрастное ограничение 6+, длительные трейлеры в киножурналах, реклама в интернете и новеллизация сделали «Экипаж» буквально вездесущим. А если учесть, что сегодня творится в мире, то его актуальность бьет все рекорды.

Особенности жанра

Фильм-катастрофа имеет выверенный и продуманный план съемок. Идущая бэкграундом к основной линии сюжета семейная драма, впечатляющий бюджет, позволивший обеспечить участие в проекте большой кинозвезды – все, как надо. Кульминация, в которой на первый план выходят технические подробности (и, к слову, используются настоящие самолеты), задумана как игровая, но не слишком фантастичная – именно такой прием позволяет органично вписать все детали сюжета. В результате получается некий микс из приключений, адреналина, простого человеческого интереса и технологий, работающих на уровне триллера и просто хорошего кино одновременно.

Основоположником жанра считается известный писатель Артур Хейли. Сорок шесть лет назад по его роману «Аэропорт» был снят одноименный фильм с Бертом Ланкастером в главной роли. Далее последовала полугодовая франшиза – были сняты «Аэропорт-75», «Аэропорт-77» и «Аэропорт-80».

В «Аэропорте-75» бортпроводнице приходится брать на себя управление «Боингом-747», столкнувшимся с частным самолетом, пока ее возлюбленный (Чарльз Хестон) пробирается в кабину, чтобы «спасти мир». Однако в «Аэропорте-77» все куда сложнее и масштабнее. Угнанный «Боинг 747», на борту которого находятся бесценные произведения искусства, сталкивается с нефтяной буровой вышкой, падает в океан и остается под водой. Здесь уже пилот (в исполнении Джека Лемона) обязан сохранить свой многомиллионный груз, пока не закончится кислород и не подоспеет помощь.

В этих фильмах – вся романтика и очарование «воздушной элиты», и, более того, их разрешалось смотреть даже детям. Сегодня их смотришь скорее как хроники другой Америки – более приветливой и великодушной, той, которая действительно могла избрать Джимми Картера президентом. В восьмидесятых люди стали более равнодушными и черствыми, а «Аэропорты» превратились в мишень для безжалостной сатиры – по ним сняли комедийный телесериал. Увы, сегодняшнее поколение знает о пародиях, но не умеет их делать и даже не желает понимать, что каждая из них зиждется на плечах истинных гигантов.

Советский кинематограф нанес ответный удар в 1980 году выходом фильма «Экипаж» Александра Митты. Позже по нему был снят сериал – словом, все по описанному выше сценарию. Эту «реликвию» сегодня можно посмотреть на Youtube, и она того действительно стоит, поскольку все еще по-своему актуальна. Но ремейк все же пришелся как нельзя кстати.


AirportST

Снова в строю

Новый «Экипаж» словно воссоздает основной костяк уже проигранного ранее сюжета. Алексей (в исполнении Козловского) родился в династии летчиков, но из-за своего характера оказывается едва ли не изгоем в профессии. После его увольнения из армейской авиации, отец находит Алексею работу в авиакомпании, а его напарником становится опытный летчик Леонид (в исполнении Владимира Машкова). Вдвоем они назначаются на самолет ТУ-204СМ. Не обходится и без лирики, которая проявляется во взаимной симпатии главного героя и второго пилота Александры (Агне Грудите).

Экстренное сообщение с призывом о помощи заставляет летчиков отправиться на один из островов в Индийском океане, где начинается извержение вулкана. Им необходимо спасти застрявших там людей, но пилоты сталкиваются с целым рядом катастрофических событий. Задача – погрузить всех в два самолета и вылететь с острова, пока это еще возможно. Однако позже оказывается, что у одного лайнера не хватает топлива, чтобы добраться до дома, и летчики предпринимают отчаянную попытку пересадить пассажиров с одного самолета на другой прямо в воздухе. А впереди – посадка в грозу…

Стильно и современно

Спецэффекты в «Экипаже» ни чрезмерны, ни слишком навязчивы, однако длительное созерцание вулканической деятельности в фильме наводит на мысль о затянутом сценарии. Также заметно, что Козловский в той или иной степени копирует своего героя из «Духles», снова отыгрывая этакого Нетерпеливого Русского Парня (это можно проследить по болезненной теме отношений отца и сына, как реальных, так и представленных в метафорическом ключе).

Еще одна отсылка к «Духless» – представление современных реалий. Так, в некоторой степени освещается миграционный кризис – назначение пилотом женщину выглядит обыденностью. Фильм не столь пафосный в проявлениях патриотизма, как этого можно было ожидать – возможно, это связано с тем, что его версия с субтитрами доступна для зарубежных зрителей. Развязка тоже довольно шокирующая. Вместо того, чтобы наградить отважную тройку летчиков за героизм, их увольняют за нарушение инструкции, но… предлагают работу в «Аэрофлоте»! Что это – критика знаменитого русского неравенства или же некий продакт-плейсмент?

Повторный запуск выполнен

Очевидно, что Козловский и Машков едва ли дотягивают до уровня Ланкастера, Хестона или Лемона. Не может фильм похвастаться и столь же высокими оценками критиков, каких удостоился Джон Какавас за «Аэропорт-75» и «Аэропорт -77». Однако во всем остальном «Экипаж» – неплохой преемник жанра фильма-авиакатастрофы. Но если оставить его каноны в стороне, становится понятно, что в каждом таком произведении есть идеи и мысли, которые уже не повторить снова.  И все же, если Голливуд не сможет опять вывести те знаменитые «Боинги» на взлетную полосу, я лучше дождусь «Экипажа-2018».

И убедительно прошу спрятать ваш цинизм куда подальше.

Об авторе Edward Crabtree 21 Статьи
Изгнанный английский провинциал, ведущий словесную войну с банальностью в надежде не состариться раньше времени.

Оставьте комментарий

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*

Airport 2016: After a Long Delay the Airline Disaster Blockbuster Has Come Back to Land – This Time in Russia!

As an inferno rages all around them, the terrified passengers are herded onto the aircraft just before the airport collapses. The young pilot pushes down the throttle and the jet rockets ahead escaping, by a matter of seconds, the rivulets of larva that threaten to engulf them all. Silhouetted by orange volcanic plumes the jet plane takes to the sky….

I am in a basement bar with a rag tag collection of expats, all hiding from the damp fag end of March. All the talk is of how the winter will never end, the rouble keeps on falling and how Russian women hate us.

`But, hey !`I exclaim, in attempt to lighten the mood, `Airport 2016 is due out soon!`

There are blank looks all round.

`Er, sorry…I meant Ekipazh.`

Reconnaissance

Ekipazh – some transliterate the title as `Equipage` – is a 150 minute long motion picture which has been showing at the cinemas since 21st April. The title pays homage to a classic Soviet film and TV series of the same name which in turn mirrored a much missed American cinema tradition. The director is the fifty year old Moldova born Nikolay Lebedev best known for a sports biopic called Legend no.17. Danila Kozlovsky, 31,fresh from appearing in a perfume advert with Kiera Knightley and starring in two Duhless films, is the star name. A team of five writers, lead by Tikhon Kornev scripted the film and it was shot in Moscow – the Komsomolskaya area in recognisable –as well as the Crimean peninsula.

Billed as concerning `bravery, self-sacrifice and human dignity put in trial by the merciless powers of nature` the film, funded by the National Film Foundation, has been all but compulsory viewing. Extensive billboard notices appearing long before its release, a +6 rating, extended runs in most cinemas, an internet promotion campaign and a novelisation in the bookshops have all made Ekipazh ubiquitous.  World events, moreover, have ensured that it could not feel more topical.

Design features

The airline disaster film has a tried and tested flight plan. A family drama provides the backdrop and a big budget ensures that there are star leads in this. The climax, in which attention must be paid to technical detail (and real planes used), should be a contrived, but not too improbable, catastrophe in which the elements are implicated. The resulted mixture of adventure, suspense, human interest and technology works on the level of both a thriller and a feel-good movie.

It was the Canadian bestselling writer Arthur Hailey who put the subgenre onto the runway. Forty six years ago his novel Airport was adapted for the screen with Burt Lancaster starring. There followed a biannual franchise with Airport ‘75,77 and ‘80.

In Airport ‘75 the stewardess needs to take control of a Boeing 747 which has collided with a private aircraft before Charlton Heston, her boyfriend, can be airlifted into the cockpit to save the day. Airport ‘77, however, upped the ante somewhat. A hi-jacked Boeing 747, filled with priceless art treasures, collides with an oil rig and thereby plunges down into the ocean where it stays submerged. Here Jack Lemon is the pilot who has to keep it all together before the oxygen runs out and help arrives.

All the romance of the air and the glamour of the jet flying elite was here and what is more the kids were allowed to watch them. They now look like chronicles of a gentler America, an America which could elect jimmy Carter. As the ethos became more dog-eat-dog in the Eighties, these films became the target of merciless satire in the form of the Airplane comedy series. A generation has come of age which knows the spoof but not the spoofed and are unaware that these were made by standing on the shoulders of giants.

The Soviet riposte arrived in 1980 in the form of Ekipazh directed by Alexandr Mitta, which would later be serialised on TV. This goes through the above mentioned formula with a checklist. This relic can be streamed on Youtube and is worth the effort as it still seems quite fresh – but the remake is bang on time.

AirportST

Back in harness

This year’s Ekipazh revamps the bare bones of the plot. Kozlovsky is Alexey who has been born into the industry but is something of a maverick. Having been fired from the military, his father teams him up with the dour Leonid (Vladimir Mashkov). Together they pilot Tupolev T.Us and a love interest appears in the form of another pilot played by Agne Gooditye.

An emergency message draws them to an island in the Indian Ocean where a volcano has erupted. They land to save the people there only to have another inferno break out during their stopover. Their challenge is now to board all of the victims in two planes and get out of there whilst it is still possible to do so. They then realise that one of the planes lacks fuel for the homeward journey. They are called upon to transfer passengers from one plane to another mid-flight. Then they are required to land in a lightning storm….

Slick and contemporary

The special effects are neither over-the-top nor intrusive and the superb volcano sequences make us overlook the overstretched scenario. Kozlovsky more or less reprises his role in Duhless: that of the Impatient Young Russian Man and does so to perfection. (There is a preoccupation with father-son relationships, both real and metaphorical here).Also reminiscent of Duhless is the acknowledgement of present day realities. There is a sequence where the immigration crisis is highlighted and the existence of a female pilot just seems to be part of the norm. The film is less tub-thumping in its patriotism than might have been expected and this might reflect that it is available with subtitles for a foreign market. The denouement is an eye-opener too. Rather than being given medals the three saviours are ticked off for disobeying orders, but are allowed to work for …Aeroflot! Does this function as a critique Russian inequity or could this be product placement?

Relaunch accomplished

Kozlovsky and Mashkov represent no match for Lancaster, Heston or Lemon. Nor does the film boast the kind of haunting score that John Cacavas  provided in Airport ‘75 and ‘77.In all other respects however  Ekipazh carries the baton well for the airline disaster subgenre. Blowing off the cobwebs of a type of film some thought could never be made again, it is edifying to boot. Already, if Hollywood cannot be prompted to get those Boeings out on the runway again, I await Ekipazh 2018.

Please place your cynicism in the overhead lockers.

About Edward Crabtree 21 Articles
Exiled English provincial trying not to get old too quick by conducting a war of words with banality.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*