Чеченский прозаик, дважды лауреат премии «Дебют» Арслан Хасавов: «Мы живем в постидеологическую эпоху»

Год назад мне выпала честь познакомиться с российским журналистом и прозаиком Арсланом Хасавовым, дважды лауреатом независимой литературной премии «Дебют» и председателем жюри «Студенческого Букера-2015», чей сборник эссе «Отвоевывать пространство» вскоре должен быть переведен на английский.

Чуть позже я узнал его как автора повести «Смысл» – исповеди двадцатилетнего мечтателя, который пытается найти себя в Москве нулевых. Стало любопытно, остался ли автор годы спустя тем же дерзновенным юношей, каким представил читателю своего героя Артура Кару и каким, очевидно, был сам, когда писал свою первую книгу…

«Я хочу фиксировать собственный опыт, писать для своего поколения«, – говорит Арслан Хасавов.

sense

Ему всего 27, то есть он настолько молод, что почти не застал горбачевские времена. Поколение Арслана – первое постсоветское поколение, голос которого еще только-только пробивается. Я называю их Поколение Q – демографическая группа, следующая аккурат за пелевинским Generation P.

Когда мы встретились, Арслан только вернулся в Москву после недельного Форума молодых писателей в Звенигороде, организованного Сергеем Филатовым, руководителем администрации президента при Борисе Ельцине, а ныне – президентом Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ. Хасавова сопровождала еще одна участница форума – «просто друг» Ольга, которая на тот момент работала над диссертацией по теме современной прозы и на следующий день должна была улетать обратно в Америку, чтобы вернуться к учебе.

Как бы там ни было, они оба нашли время, чтобы отправиться со мной в небольшой тур по любимым местам Артура Кара, антигероя первой повести Хасавова «Смысл». Все они оказались расположены в радиусе двух миль от Тверской.

Первое место – это винтовая лестница, ведущая в подпольный книжный магазин, где Кара всегда немного задерживался в мечтах о будущем величии.

Арслан Хасавов, кумык по рождению, выглядит, на первый взгляд, как обычный парень – мы ежедневно встречаем десятки таких в метро – высокий, крепкий, но с добрым лицом. Он спокоен и нетороплив. Пожалуй, только цветастый шарф выдает в нем прообраз романтического бунтаря Артура Кары. Прошло почти шесть лет с тех пор, как автор в полусерьезной-полукомичной форме представил публике свое альтер-эго. Это было еще во время учебы Арслана в Институте стран Азии и Африки, – «Смысл» буквально вырвался у него, подобно крику отчаяния, и автор тогда даже не мечтал, что повесть когда-нибудь увидит свет…

«Я был очень зол на отсутствие социальной мобильности в России, – говорит Арслан. – Тогда было много молодежных политических движений, но при этом невозможно было найти платформу для решения своих собственных, вполне конкретных трудностей«.

«Смысл» описывает акции и марши таких организаций как запрещенные теперь уже «Нацболы», движение «Ура!», Исламский комитет России. Эту часть повести вполне можно назвать репортажной: однажды за участие в одной из таких сходок Арслан даже был помещен под административный арест. Кара, герой повести, не нашел себе места ни в одной из них. Как, впрочем, и сам Хасавов.

Второе место из книги – это школьная спортивная площадка, где Кара влюбленно глазел на девчонку-футболистку.

Понимая, что личный опыт тут не поможет, Хасавов взял за основу личность американского новеллиста Джона Фанте и выкроил из нее персонажа Артура Кары, хромого паренька из рабочего класса, страждущего признания своего гения.

Британским читателям это могло бы напомнить роман «Билли-Лжец» Кейта Уотерхауса, американским – селлинджеровский «Над пропастью во ржи». Сам Хасавов при этом говорит, что большое влияние на него оказала яркая и полемичная проза Эдуарда Лимонова. Лимонов, в свою очередь, охарактеризовал «Смысл» как «от­лич­ную, от­то­чен­ную, на­пол­нен­ную здо­ро­вым юно­ше­с­ким нар­цис­сиз­мом по­весть», а ее главный персонаж, по мнению рецензента, создан «в луч­ших тра­ди­ци­ях Тол­сто­го и Тур­ге­не­ва».

2nd
Арслан Хасавов с авторами Эдуардом Лимоновым и Романом Сенчиным, 2012. Фото с официального сайта писателя www.khasavov.ru

Хасавов отправил свою работу на оценку жюри премии «Дебют», ожидая скорее каких-то критических комментариев, а вместо этого был внесен в шорт-лист победителей. Среди огромного количества рукописей (а их было около пятидесяти тысяч!) жюри удалось выудить «Смысл».

И, наконец, сказка обрела счастливый финал благодаря знаменитому британскому переводчику русской литературы Арчу Тейту, который в свои солидные шестьдесят оценил искренность и талантливую сатиру молодого Хасавова. Книга в его переводе была издана в 2012 году в США.

«Перевод Тейта – это усовершенствованная версия оригинала», – скромно комментирует Хасавов.

Теперь же история ведет нас в многоквартирный дом, который, по сюжету Хасавова, послужил временным пристанищем обреченному туркменскому радикалу Борису Шихмурадову, вдохновившему Кару…

Несмотря на собственные заверения в том, что «литература и политика в России не могут быть отделены друг от друга», Хасавов, похоже, в политических предпочтениях еще не определился. Он принимает масштабную поддержку от «Другой России», но вместе с тем открыто признает глупость некоторых либерально-демократических инициатив. Чего-чего, а иронии ему не занимать: в «Смысле» Кара предлагает разрушить старые отопительные базы и заменить их на новые, прогреваемые человеческими испражнениями.

«Эти нечистоты будут подаваться в батареи квартир и нагревать их без дополнительного технического прогревания. Следовательно, будет сэкономлена львиная доля энергии этих баз. (…) И каждый человек будет осознавать, что и от него что-то зависит, и будет делать свое дело гораздо усерднее…».

А еще он предлагает людям ходить голыми в общественных местах и государственных учреждениях, чтобы избавиться от сутулости.

«Пусть тела ваши несовершенны, но скоро вы заметите, что спина ваша самостоятельно выпрямляется… С пониманием того, что ваши складки на животе видны не только вам, но и всем людям, вас окружающим, вы срочно начнете заниматься. Сами по себе. Вся нация начнет заниматься. Абсолютное большинство. И будет здоровее. И будет гораздо красивее. И будет готово совершать свои маленькие подвиги! А подписаться под этим законом президент должен тоже обнаженным, дабы подать пример гражданам. Ему-то вроде нечего стыдиться…»

«А в чем сегодня смысл политической вовлеченности? – спрашивает Арслан. – Мы живем в постидеологическую эпоху«.

Значит ли это, что «Смысл» дань истории?

Не думаю. Среди близких мне писателей есть те, кто создавал некие исторические метафоры и тому подобное вещи – Сергей Шаргунов, например. Но, думаю, в моем случае вполне можно говорить о современном художественном реализме.

И, наконец, мы прибываем в тускло освещенный подвальный бар, где Кара объявляет о «свободе выбора достойного конца своего земного пути самим собой» и представляет товарищам сумасбродный план вооруженного вторжения в Туркменистан…

Арслан Хасавов живет со своими родителями и замужней сестрой в Хорошево-Мневниках на Северо-Западе Москвы. «Смысл» позволит ему впервые по-настоящему окунуться в литературный мир.

3rd
С Рамзаном Кадыровым, 2014. Фото с официального сайта писателя www.khasavov.ru

В 2012 году он посетил Сирию в качестве журналиста. Позже за свой репортаж из Хомса, вышедший в журнале The New Times, Арслан был удостоен первого приза Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников. В мае 2014-го он посетил Чечню, где встретился с Рамзаном Кадыровым, которого весьма уважает. Сборник эссе «Отвоевывать пространство» тем временем попал в шорт-лист премии «Дебют».  Ранее, в 2008 году, Хасавов вошел в лонг-лист «Дебюта» с повестью «Смысл».

 «Конечно, я изменился за эти шесть лет, – говорит он. – Но я рад, что все-таки написал «Смысл»».

«Вообще говоря, – добавляет Арслан с легкой ухмылкой, – думаю, Артур Кара не прочь бы вернуться».

Об авторе Edward Crabtree21 Статьи
Изгнанный английский провинциал, ведущий словесную войну с банальностью в надежде не состариться раньше времени.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

Awarded Russian Novelist Arslan Khasavov: “We are living in a post-ideological age”

A year ago I was privileged to press palms with Arslan Khasavov, the Debut Prize winning (twice) Russian novelist and Chairman of the Jury of this year’s Student Booker prize whose essay collection “Reconquer the Space” is due to be translated into English. Then I knew him as the author of “Sense”, an intimate confessional whose narrator is trying to find himself in the Moscow of the noughties.

I was eager to know if, six years on, he remained the ‘angry young man’ who had authored that book. He obliged by leading me on a guided tour of the parts of Moscow where the book is set.

“I want to record my own experiences, and speak for my own generation”, says Arslan Khasavov. At 27 he is too young to be able to remember Gorbachev: he represents the first post-Soviet generation, and they are beginning to find their voice. (These I call ‘Generation Q’: the demographic group which follows Victor Pelevin’s ‘Generation P’).

He has just returned from a week-long Forum for Young Writers in Zvenigorod, an event which had been organised by Sergei Filatov, who had served in the Yeltsin administration. With him is another delegate from the conference, an elegant woman called Olga who is working on a PhD thesis on young authors, including Khasavov. They are ‘just friends’ and she faces a journey back to America to resume her studies the next day. Nevertheless they find the time to do a tour of the haunts of Artur Kara, the anti-hero of his first novel “Sense”. All of these are within a two mile radius of the Tverskaya area.

sense
“Sense” is published by Glas Moscow, 2012.

First it is up a winding staircase and into the backstreet bookshop where Kara would linger and dream of future greatness…

Arslan Khasavov, a Kumyk by birth, looks at first like any guy you might see on the Metro: tall and chunky, but with a kindly face. His manner is earnest yet relaxed. Only his multicoloured scarf hints at the creator of the tortured romantic Artur Kara. Six years have passed since his vivid and conversational serio-comic novel introduced us to that alter ego. Something of a primal scream, this was scribbled out one feverish summer when he was ostensibly studying at the Institute of Asian and African Studies in Moscow. He held no hope of it ever seeing publication.

“I was very angry at the lack of social mobility in Russia”, he says. “There were a lot of youth political movements at that time. Even so, it was hard to find a platform for one’s own concerns”.

“Sense” sketches the meetings and marches of such organisations of the (now banned) National Bolsheviks, the Hurrah! Movement and – here it becomes very edgy – the Islamic Committee. Kara could not find a place for himself in any of these, and neither could Khasavov. This part of the novel is reportage: he was involved to the point of being placed under administrative arrest for weeks at a time.

Next it is to the school where Kara would gaze at a longed for girl playing football in the sports field…

Realising that an autobiographical approach to this question would not work, Khasavov took his cue from John Fante, the Coloradoan scribe, and conjured forth Artur Kara, the club-footed would-be genius from a working class family.

The result might remind British readers of Keith Waterhouse’s “Billy Liar” or Americans of Salinger’s “Catcher in the Rye”. Khasavov, however, name-checks the colourful controversialist Eduard Limonov as a seminal influence. (Limonov would later repay the favour by characterising the novel as being “in the best traditions of Tolstoy and Turgenev”).

2nd
Arslan Khasavov with Russian novelists Eduard Limonov and Roman Senchin, 2012. Photo from Khasavov official website www.khasavov.ru

He then mailed the document to the Debut Prize judges, merely with the hope of getting some critical suggestions. Instead, the judges, sniffing its immediacy fished it out of the slush pile of around 50,000 manuscripts and shortlisted it.

Then the fairytale ending appeared in the form of Arch Tait, the respected translator and UK editor for the Glas New Writing Series. In his sixties, Tait recognised both the sincerity and satire in the work and prepared it for publication in 2012.

“His translation is an improvement on the Russian original”, says Khasavov with sudden modesty.

Now it is to the block of flats, where Khasavov points out the one time dwelling place of the doomed Turkmenistani radical, Boris Shikhmuradov, who had inspired Kara…

Despite insisting that “in Russia literature and politics cannot be separated”, Khasavov refuses to nail his colours to any particular mast. He professes broad support for Other Russia but then, in the same breath, admits to some regard for the Liberal Democrats on account of the silliness they bring to the Duma. Humour is important to Khasavov: one of Kara’s proposals is that old heating stations be replaced by new ones heated by human sewage:

“These waste products will be delivered to radiators which will warm apartments without need for further heating…all citizens will be conscious of making a valuable contribution to the economy and will exert themselves even more purposefully to that end.”

Also that people should be required to go naked in public places and government institutions:

“Even if your body is less than perfect, you will soon notice that your back straightens of its own accord. Knowing that your belly flab is seen not only by you but everyone around you, you will immediately take steps on your own initiative to deal with it. All of Russia, an absolute majority of the population, will start doing exercises and will be the healthier for it, and better looking and prepared to work small miracles!”

People should feel free to ‘demand the impossible’, Khasavov seems to be saying.

“Where is there any sense of political engagement now?” he asks. “We are living in a post-ideological age”.

– So is “Sense” a period piece then?

– I don’t think so. The writers I most relate to – like Sergey Shargunov – may have taken to writing historical metaphors and that sort of thing, but I still feel there’s a place for realistic contemporary fiction.

Finally, it is to the dimly lit basement bar where Kara announces ‘the freedom of every individual to choose for himself a worthy end’ and unveils madcap scheme for the armed invasion of Turkmenistan…

3rd
With Ramzan Kadyrov, 2014. Photo from Khasavov official website.

Khasavov still lives with his parents and married sister in Horoshovo-Mnevniki in North-West Moscow. “Sense”, however, has allowed him to gatecrash the life of a writer.

As a journalist he went to Syria in 2012. In May 2014 he visited Chechnya and even met up with with Ramzan Kadurov, the President of the Chechen Republic: a man he much admires. Meanwhile a compendium of his essays and stories “Reconquer the Space” has been shortlisted for the Debut Prize. Earlier, in 2008, Khasavov was longlisted for the Debut Prize with the “Sense” novel.

“Of course I’m a bit different than I was six years ago”, he says. “But I’m glad I wrote ‘Sense’.”

“In fact”, he adds with a wink. “I think Artur Kara wants to come back.”

About Edward Crabtree 21 Articles
Exiled English provincial trying not to get old too quick by conducting a war of words with banality.

Be the first to comment

What's on your mind?