Как себя вести, столкнувшись с полицией: Памятка москвичам и гостям столицы

Представления москвичей о работе местной полиции традиционно носят либо иронический, либо прямо негативный оттенок. На иностранцев московские сотрудники полиции, и особенно тот факт, что они могут быть вооружены, и вовсе наводит ужас.

Этот страх, впрочем, присутствует даже у коренных москвичей. Проведенный несколько лет назад опрос «Факторы доверия населения к полиции: опыт жителей Москвы» показал, что утверждение «невиновному человеку нечего опасаться полиции» набрал всего три балла из пяти. Вдумайтесь.

К чему это я…

We are all scared.

Сейчас, в эпоху общей международной нестабильности и большой угрозы, нависшей над мирным небом многих государств, функция полиции становится особенно важной. В Москве это можно легко заметить по тому, как возросло число сотрудников в форме – на улицах и в метро. Вопрос, которым задаюсь я: «Они здесь, чтобы нас защитить, или чтобы приструнить?». Знают ли сами полицейские, для чего они здесь – это тоже большой вопрос.

Именно поэтому мы считаем особенно важным напомнить российским гражданам, а также иностранцам и туристам в Москве о том, как следует себя вести, столкнувшись с полицией, и какие свои права стоит выучить наизусть.

За консультацией мы обратились к известному российскому адвокату, полномочному представителю Адвокатской палаты Европейского союза в России и руководителю проекта «Защита Трещева» Александру Трещеву.


Что делать, если на улице вас остановил сотрудник полиции и попросил предъявить документы?

Проверка документов – важная часть работы полицейских по профилактике и выявлению правонарушений и преступлений внутри страны. Однако есть справедливый вопрос: может ли полицейский попросить для проверки документы у любого, кто встретится ему на пути? Ответ – НЕТ, независимо от гражданства.

Исходя из ст. 55 Конституции России, только федеральный закон может накладывать какие-либо обязательства. Однако закона, который накладывал бы обязанность носить при себе паспорт – нет и, соответственно, привлечь к ответственности за отсутствие удостоверения личности при себе – НЕЛЬЗЯ.

При этом, согласно ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции», полицейский имеет право проверять удостоверение личности в строго ограниченном числе случаев. Например, если:

  • имеются основания подозревать лицо в совершении преступления;
  • имеются основания полагать, что лицо находится в розыске;
  • имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении.

Но даже если основания для проверки именно ваших документов имеются, сотрудник полиции сначала обязан:

  • назвать свои должность, звание, фамилию;
  • предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение;
  • сообщить причину и цель обращения.

Если полицейский не смог объяснить причину и цель своего обращения, то нужно вежливо их уточнить, в том числе, поинтересоваться, на каком основании сотруднику полиции требуются документы, удостоверяющие именно вашу личность.

Понимая, что общение с сотрудником полиции продлится более пары минут и обещает быть увлекательным, предусмотрительно фиксируете заметкой в телефоне, на бумаге или иным способом ФИО сотрудника полиции, должность, а также личный номер его удостоверения, которое он обязан любезно предоставить вам на обозрение.

Полученная информация, как минимум, превратит монолог полицейского в ваш диалог и, возможно, изменит его настрой к лучшему. В обратном случае, она пригодится вам в дальнейшем, если действия полицейского станут незаконными.

Полицейский НЕ может попросить для проверки документы у любого прохожего, независимо от гражданства. Закона, который накладывал бы обязанность носить при себе паспорт – нет. Привлечь к ответственности за отсутствие удостоверения личности при себе – нельзя. 

Если вы все же считаете, что оснований для проверки документов нет, но сотрудник полиции категорически с вами не согласен, можно предоставить документы для проверки и одновременно проинформировать дежурного по телефону 112 о нарушении сотрудником полиции ваших прав.

При этом вы вправе не передавать документы в руки сотруднику полиции, чтобы они не стали своеобразным залогом в его руках, так как изъятие удостоверения личности у вас при обстоятельствах, не связанных с, например, заключением вас под стражу, является прямым нарушением закона.

Что делать, если вы – иностранный гражданин, и сотрудник полиции попросил вас предъявить документы, подтверждающие законность вашего пребывания на территории России?

Напоминаем, что полицейский НЕ может попросить для проверки документы у любого прохожего, независимо от гражданства.

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона «О полиции», полицейский имеет право проверять удостоверение личности в строго ограниченном числе случаев. Например, если а) имеются основания подозревать лицо в совершении преступления; б) имеются основания полагать, что лицо находится в розыске; в) имеется повод к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении.
    

Если сотрудник полиции представил основания и цель своего обращения, вы можете предоставить документы на проверку, однако помните, что вы вправе не передавать документы в руки сотруднику полиции, чтобы они не стали своеобразным залогом в его руках.

Если у вас с собой нет документа, подтверждающего законность вашего пребывания на территории России, то помните, что доставить вас в связи с этим можно только в одно место – орган Федеральной миграционной службы. Право на доставление лица, нарушающего правила регистрации, в дежурную часть ОВД входит в компетенцию сотрудников только этой службы – ФМС.

Что делать, если вас на улице остановил сотрудник полиции, но вы не говорите по-русски?

В этом случае, первое, что вы должны сообщить сотруднику полиции любым понятным ему способом – что для продолжения разговора вам потребуется переводчик. Полицейский не вправе отказать в нем, и до появления переводчика не вправе предлагать какие-либо документы на подпись, брать объяснения и прочее.

Просьба предоставить переводчика, представиться и предъявить служебное удостоверение может иметь и еще один эффект: даст понять сотруднику полиции, что он имеет дело с человеком, знающим свои права, что значительно снизит степень его придирчивости к вам.

В ожидании переводчика можно позвонить своим родным, близким или просто знакомым и сообщить им о встрече с полицейским, что позволит им впоследствии быть свидетелями на вашей стороне.

Призываю вас всегда помнить о том, что Конституция Российской Федерации в ст. 62 приравнивает статусы иностранного гражданина и гражданина Российской Федерации в части прав и обязанностей, кроме случаев, установленных федеральными законами или международным договором РФ.

Кроме того, ст. 51 Конституции дает вам право в любой ситуации не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Исключительно внимательно читайте документы, которые вам дают на подпись, пользуйтесь помощью переводчика и только при полном понимании содержания документа подписывайте его.

russian

Что делать, если вы сомневаетесь в том, что действия полицейского были правомерны?

При несогласии с чем-либо в действиях полицейского – жалуйтесь. Согласно Приказа МВД РФ от 15.08.2012 года № 795 извинения гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину и лицу без гражданства, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, приносятся сотрудником полиции, нарушившим права и свободы гражданина, или вышестоящим по отношению к этому сотруднику руководителем (начальником). Извинения приносятся по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями, по итогу рассмотрения жалобы на нарушения прав.

Всегда помните о наличии у вас прав Человека и о существовании Закона «О полиции», ст. 5 которого гласит «полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина».

Желаем на вашем пути исключительно порядочных полицейских, а что делать в ином случае, вы теперь знаете.

Об авторе Demetrius10 Статьи
Скрытый русофил.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

How to Behave When Approached by Police on Moscow Streets: Juristic Tips for Foreigners and Locals

Muscovites’ depictions regarding the work of local police are traditionally either ironic or simply negative. Foreigners a fortiori are terrified of the Moscow police, and especially by the fact that they’re armed.

This fear, however, exists even among native Muscovites. A survey conducted a few years ago called “Factors of Public Confidence in the Police: Experiences of Residents of Moscow” showed that the statement “an innocent man has nothing to fear from police” scored only three points out of five. Think about it.

And so…

We are all scared.

Now, in the era of general international instability and a great threat hanging over the peaceful skies of many countries, the police function is particularly important. In Moscow, it can be easily seen by how the number of police officers has increased–in the streets, subway, etc. A question that I personally ask myself is: “Are they here to protect us, or to rein in?” Whether the policemen themselves know the purpose is also a question.

That is why we consider it particularly important to remind the Russian citizens as well as foreigners and tourists in Moscow on how to behave when faced with the police, and which human rights we should all memorize.

We applied to the prominent Russian lawyer, the authorized representative of the Chamber of Advocates of the European Union in Russia and the head of the Bar Association “Treshchev Defense” Alexander Treshchev for a consultation regarding the laws.


What should you do if you are stopped on the street by a police officer and asked to present your documents?

The verification of documents is an important part of police work on the prevention and detection of offenses and crimes in the country. However, there is a fair question of whether or not the policeman may ask to check the documents of all those that he meets on his way. The answer is NO, regardless of nationality.

On the basis of Article 55 of the Russian Constitution, only federal law can impose such obligations. However, there is no such law that imposes the duty to carry a passport so respectively, you cannot be prosecuted for not having an ID with you.

At the same time, according to Part 2 of Article 13 of the Law “About Police”, the police officer has the right to check the identity of a person in a strictly limited number of cases. For example, if:

  • There is reason to suspect a person of committing a crime;
  • There are reasons to believe that the person is being sought;
  • There is a reason for instituting proceedings against a citizen of an administrative offense.

But even if the grounds for checking your documents are there, a police officer firstly must:

  • Name you his position, rank, surname;
  • To present at the request of the citizen certificate of employment;
  • Report the reason and the purpose of the request.

If the police officer can’t explain the reason and purpose for the request, it is necessary to request of him politely, to please explain on what basis he requires documents proving your identity.

Realizing that talking to a police officer could last more than a couple of minutes and be completely fascinating, prudently commit a sticky note on your phone, notebook or somewhere else with the name of a police officer, his position, and identification number of his identity, which he is obliged to provide to you.

The police cannot ask for verification documents from any passer-by, regardless of nationality. You cannot be prosecuted for not having ID with you.

The information obtained, at a minimum, might turn the policeman’s monologue into a dialogue and possibly change his attitude for the better. In the opposite case, it will be useful for you in the future, in case the police officer’s actions become illegal.

If you still think that there is no reason for the inspection of your documents, but the police officer categorically disagrees with you, you can submit your documents for verification and at the same time inform the duty police officer by phone (number 122) about the violation of your rights.

At the same time, you have the right to not transfer documents into the hands of the police officer, so that you don’t become a sort of hostage, as the withdrawal of identity cards in circumstances not connected with taking you into custody, for example, is a direct violation of the law.

What if you are a foreign citizen and a police officer asks you to submit documents confirming the legality of your stay in Russia?

We remind you that the police CANNOT ask for verification documents from any passer-by, regardless of nationality.

According to Part 2 of Article 13 of the Law “About Police”, the police officer has the right to check the identity of a person in a strictly limited number of cases. For example, if a) there is reason to suspect a person of committing a crime; b) there are reasons to believe that the person is being sought; c) there is a reason for instituting proceedings against a citizen of an administrative offense.

If a police officer introduces the background and purpose of his treatment, you can submit the documents for review, but remember that you have the right to not transfer the documents into the hands of the police officer, so that he can’t hold you there.

If you don’t have a document confirming the legality of your stay in Russia with you, remember that in this regard you can only be delivered to one place–the office of the Federal Migration Service. And only the FMS service has the right to deliver you there.

What if you are stopped by a police officer, but you don’t speak Russian?

In this case, the first thing you must do is to inform a police officer, in any way obvious to him, that you will need an interpreter to continue the conversation. A police officer cannot refuse it, and until an interpreter arrives, is not entitled to provide any documents to be signed, or to ask for any explanation and so on.

When you ask for an interpreter to be provided and for the police officer to introduce and present official identification, it may have another effect: it will make the police officer understand that he is dealing with a person who knows his rights and that will significantly reduce the degree of his fault-finding for you.

While waiting for an interpreter you can call your friends, relatives or just friends to inform them about the meeting with the police so that they can subsequently be a witness by your side.


I urge you to always remember that the Russian Constitution in Article 62 equates the status of a foreign citizen and a citizen of the Russian Federation in terms of rights and duties, except as required by federal law or international treaty of the Russian Federation.

In addition, Article 51 of the Constitution gives you the right in any situation to not testify against yourself, your spouse and close relatives.

Be extremely careful while reading the documents that you are given to sign, use the help of an interpreter, and sign it only with the full understanding of the content of the document.

english

What if you doubt that the actions of the police were legitimate?

If you disagree with anything in regards to the actions of the police–complain. According to the Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation from 15.08.2012, № 795 an apology to the citizen of the Russian Federation, foreign citizens and stateless persons whose rights and freedoms have been violated by a police officer, should be offered by a police officer, who violated the rights and freedoms of the citizen, or his chief. Apologies should be offered at the location (residence), work or school, in accordance with the person’s wishes, following the consideration of complaints of rights violations.

Always remember about your human rights and the existence of the Law “On Police”, Article 5 of which states that “the police carries out its activities on the basis of compliance with and respect for the rights and freedoms of man and citizen.”

We hope you only face decent police on your way and if you don’t, now you know what to do.

About Demetrius 10 Articles
Russophile in denial.

Be the first to comment

What's on your mind?