Хлебный китч, или Нарезной батон как символ стабильности

Москва. Поздний вечер. Супермаркет. Мужчина, наблюдавший, судя по всему, за моими мучительно долгими терзаниями перед хлебным прилавком, говорит: «Вы, похоже, профессионал. В следующий раз, когда буду выбирать хлеб, я бы хотел с вами проконсультироваться«.

Я держу в руках нарезную буханку «Геркулеса» с отрубями (выбор не окончательный!) и первые пятнадцать секунды глупо хихикаю, пытаясь побороть неловкость. Еще бы! Москва. Незнакомец заговорил с тобой в магазине (читай: оффлайн). О хлебе! О хлебе, Карл…

Впрочем, уже через минуту я ловлю себя на том, как взахлеб описываю бедолаге свои хлебные мытарства. О них, собственно говоря, и речь.

Сказать, что в московских магазинах огромный выбор хлеба – ничего не сказать. Он невообразимо, неоправданно огромный! Я бывала в супермаркетах других стран – европейских, скандинавских, турецких, центрально-азиатских – нигде, нигде я не встречала столько вариаций пресловутого батона, столько видов бородинского, столько типов круассанов и прочих кренделей.

Кстати, по поводу круассанов, один знакомый француз как-то сказал, что круассаны с сыром (колбасами – так и подавно) – это какое-то дичайшее извращение, и, что на самом деле, они подразумеваются исключительно, как сладкая выпечка.

Photo by Valery Titievsky | RIA News
Фото: Валерий Титиевский |РИА Новости

Возвращаясь к Москве и русскому хлебу… Помимо того, что выбор его чересчур огромен (чтобы вы понимали, даже в маленьком продуктовом магазине стоит минимум три набитых до отказа четырехэтажных стеллажа с хлебом), так он еще и предательски нестабилен. Только ты найдешь хлеб, который, вроде бы, тебя во всем устраивает (знаю, звучит странно), как его перестают завозить. Вчера он был, а сегодня его уже нет. И не будет. Извольте снова перелопатить десятки этикеток в поисках нужного сочетания.

Стоит сказать, что до того, как я переехала в Москву, и передо мной открылось все это хлебобулочное разнообразие, я не знала подобных проблем: в Алматы у нас было два вида хлеба – черный круглый и белый кирпич. Все.

И именно этих двух базовых позиций почти никогда нет в московских магазинах. А зачем? Это ведь слишком просто! «Если уж кирпич, то пусть он будет из гречишной муки, и еще мы туда моркови покрошим, ну, или семечек каких«, – думают производители.

Семечки в хлебе – это отдельная песня. Найти экземпляр, в котором не было бы каких-то семян – настоящий вызов. Если не семена подсолнечника, то тыквенные семена, если не тыквенные, то семена льна, если не льна, то кунжута, если не кунжута, то подорожника. Семена подорожника, друзья, я не шучу!

Хлеб «8 злаков», фитнес-хлеб, гречишный хлеб, ржаной, пшеничный, кукурузный, подовый, хлеб на закваске, дрожжевой и бездрожжевой, крестьянский, немецкий, украинский, нарезной и ненарезной, хлеб с морковью, изюмом, маком, финиками (это вообще какой-то хлебный китч!), овсяными хлопьями, чесноком… Назовите любую добавку – такой хлеб наверняка продается в Москве.

IT2906-barnimages-01

Цены в городских супермаркетах и пекарнях варьируются примерно от 18 до 300 рублей за булку.  Если верить данным специализированного сайта «Ценомер», средняя цена на хлеб в Москве составляет сегодня 28 рублей. При этом, по словам министра сельского хозяйства Александра Ткачева, уже к весне она может подняться на 20% из-за роста цен у производителей сельхозтоваров и пищевой продукции. В этом случае батон (очевидно, самый популярный вид хлеба в России), будет стоит порядка 30 рублей, против нынешних 22-25.

Честно говоря, я немного завидую любителям батона… В Москве он всегда, что бы ни случилось, есть в продаже. Кроме того, это, похоже, единственный хлеб, в который не добавляют ничего, кроме… хлеба. То есть таким занудам, как я, даже не обязательно каждый раз читать состав, ожидая, что производитель снова что-то не то подсыпал. Словом, батон – практически символ стабильности в стране.

310221

А, с другой стороны, к черту стабильность… Даешь приключения! Так что сегодня, не отыскав своего любимого хлеба из муки второго сорта да с отрубями, я остановилась на Бородинском. Свой выбор в подробностях описала тому бедолаге из супермаркета, пока он провожал меня домой.

Кстати, на моей памяти — это не первый случай, когда именно хлеб стал поводом для знакомства. Чудная, чудная Москва…

Об авторе Яна135 Статьи
По профессии - журналист, по призванию - кухонный философ. Обожатель Москвы и бунтарь. Фрустрирующий гедонист.

1 Comment

Что вы об этом думаете?

Moscow’s Bready Kitsch or Long Loaf as a Symbol of Stability

Late evening. Supermarket. A man, who apparently has been watching my painfully long torments in front of the bread rack, says “Seems like you’re a pro. Next time I choose bread, I’d like to receive your consultancy.”

For the first fifteen seconds I just stand there and giggle with the sliced bran loaf “Hercules” in my hands (the choice was not final!), trying to overcome the awkwardness. I should say so! Just imagine: Moscow. A man suddenly starts talking to you in a shop (take note: offline). About bread! Bread, Carl!…

So a minute later, I find myself vividly describing all of my bread issues to this poor guy. Regarding those, in fact, is the topic of my speech.

To say that there is a huge selection of bread in Moscow shops means to say nothing. It is unimaginably and unjustifiably huge! I’ve been in the supermarkets of other countries – European, Scandinavian, Turkish, Central Asian – nowhere, nowhere have I met so many variations of the notorious long loaf, so many kinds of rye bread, so many types of croissants and shades of flour …

Photo by Valery Titievsky | RIA News
Photo by Valery Titievsky | RIA News

By the way, speaking of croissants, one of my French mates said to me once that croissants with cheese (bacon or another meat – even more) is the wildest perversion ever, and that in fact they are meant solely for sweet pastries.

Getting back to Moscow and the Russian bread topic… Apart from the fact that the bread selection is really huge (just to clarify, even in the small grocery store you will find at least three four-shelved racks filled with bread), it is also treacherously unstable. Should you just find the bread you’re satisfied with (I know, that sounds weird), they stop producing or importing it. Just yesterday, you saw it,  and today you don’t. And you won’t tomorrow. Please, start to explore all the dozens of labels to find the right combination once more.

I should mention that before I moved to Moscow and explored all the bread diversity, I haven’t ever faced such issues. In Almaty, there were only two types of bread – round black and white brick. That’s all.

Specifically these two basic bread types are generally not available in Moscow’s grocery stores. Why would they be? That would be too easy. “If it’s just a brick, let’s at least make it with corn flour and add some seeds,” bakers think.

Seeds in the bread – that’s a separate story… It’s a real challenge to find an example without any seeds. If not sunflower seeds, then pumpkin seeds, if not pumpkin, then flax, if not flax, then sesame, if not sesame, then plantain. The seeds of plantains, guys, I’m not kidding!

“8 cereals” bread, fitness bread, buckwheat bread, rye, wheat, corn, hearth, bread on sourdough, yeast and unleavened, peasant, German, Ukrainian, sliced and solid, bread with carrots, raisins, poppy seeds, figs (that one is nothing but a bready kitsch!), oat flakes, garlic … Name any additives – this bread is sold in Moscow, almost guaranteed. The prices in urban supermarkets and bakeries range from about 18 to 300 rubles per loaf.

IT2906-barnimages-01In trusting the data of the specialized website “Tsenomer”, the average price for bread in Moscow is now 28 rubles. At the same time, according to the Minister of Agriculture Alexander Tkachev, by spring it can increase by 20% due to the rise in prices from producers of agricultural products and food products. In this case, a long loaf (apparently, the most popular type of bread in Russia), will cost about 30 rubles against the current 22-25.

Frankly, I’m a little envious of the long loaf fans… In Moscow, it’s always (no matter what happens) commercially available. If I am not mistaken, it is the only bread, which consists from nothing else but… bread.  So you don’t even have to read the label every time, expecting that the manufacturer slipped something into it again. As it turns out, a long loaf is kind of symbol of stability in the country.

310221On the other hand, to hell with stability! Give me adventure. So today, not having found my favorite bread from second grade flour and with bran, I made my choice at Borodinsky. This choice in fact, I described in detail to the poor supermarket guy while he walked me home.

By the way, to my memory – it’s not the first time bread became an occasion for acquaintance. Weird, weird Moscow…

About Yana 135 Articles
Journalist by education, barstool philosopher by heart. Moskvaer. Rebel. Frustrated hedonist.

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*