Стариков здесь не сексят: Есть ли секс у пенсионеров и почему эта тема — табу в российском обществе?

Когда в последний раз вы видели в Москве пожилую пару, которая бы держалась за руки или, не дай бог, целовалась? Дайте угадаю: никогда. О том, есть ли место чувствам и эротике в жизни российских пенсионеров, почему они прячут свою сексуальность за семью замками и что нам вообще известно об интимной жизни стариков, мы поговорили с Дмитрием Рогозиным, полевым интервьюером РАНХиГС при Президенте РФ, который профессионально изучает сексуальные практики в старших возрастных группах.

MOSKVAER: Давайте начнем с вопроса, который мучает меня уже многие годы. Где все пожилые пары? Вот когда мы гуляем по любому городу Европы, видим вокруг множество пожилых пар, которые держатся за руки, разговаривают, улыбаются, проявляют чувства. Словом, между ними явно что-то есть… У нас же встретить на улицах Москвы пожилую пару – большая редкость, а если они и есть, то выглядят, чаще всего, удручающе, трагически несчастными. В чем дело? Что пошло не так?

Дмитрий Рогозин, социолог, автор книги "Столько не живут. Миниатюры о столетних"
Дмитрий Рогозин, социолог, автор книги «Столько не живут. Миниатюры о столетних»

ДМИТРИЙ: Во-первых, я не согласен, что они все выглядят удручающе и трагически – по-разному они выглядят. А то, что их на улицах нет – это по двум причинам. Первая – технологическая: в Москве среда неблагоприятна для людей с теми или иными ограничениями в возможностях, особенно в сравнении с Европой. А то, что пожилой возраст, так или иначе, ограничивает любого человека в передвижениях – это, я думаю, все понимают. Особенно, если говорим о возрасте верхнего кластера пожилых – 80 лет и старше.

Если же говорить о нижнем кластере пожилых людей, только что вышедших на пенсию, например, 60-летних, то здесь причины кроются в культурных паттернах. У нас, в России, да и во всем постсоветском пространстве, не принято в старшем возрасте не только любовно-эротические отношения, но и вообще какие-то либо отношения с противоположным полом демонстрировать. К сожалению, это так. Поэтому пожилая пара, даже если это пара, идет чаще всего немножко врозь, сохраняя дистанцию, воспроизводя, таким образом, этот культурный паттерн – увы, не самый лучший.

M: Вы говорите, что не принято демонстрировать или допускать даже намеки на какие-то эротические отношения. А эти отношения, они вообще есть?

ДМИТРИЙ: Конечно! Они никуда не деваются. Они есть всегда. У нас просто есть огромное заблуждение по поводу секса.

«В России, да и во всем постсоветском пространстве, не принято в старшем возрасте не только любовно-эротические отношения, но и вообще какие-то либо отношения с противоположным полом демонстрировать. К сожалению, это так».

M: Вот! Вы и в своих исследованиях, в том числе, говорите о том, что у пожилых россиян есть. Но почему он спрятан, как нечто постыдное?

ДМИТРИЙ: Он спрятан не как что-то постыдное, а как что-то интимное. Одна бабуля 85-летняя поделилась со мной блистательной мыслью. Она сказала: «Понимаешь, сынок, когда о сексе говоришь с любимым, это возбуждает желание, а когда о сексе говоришь с посторонним, то это возбуждает только похоть. Зачем?». И вот это «Зачем?» укоренилось в сознании наших стариков. Считается, что широко демонстрировать сексуальные желания – занятие, недостойное людей. В этом, вероятно, есть здравое звено, но есть и подножка.

Дело в том, что как только мы начинаем ограничивать ареал демонстрирования секса вовне, мы это ограничение, как ни странно, переносим и вовнутрь. Потому что секс – это не физические упражнения. Его нельзя сравнивать со спортом или чем-то, что проявляет себя через телесную нагрузку. Секс, и во всем мире к этому пришли уже лет двадцать назад, – это коммуникация. Разговор. Разговор телесный. Но поскольку мы люди разумные, мы не можем разговаривать телесно без вербализации. У нас слова и возможности мыслительного аппарата поддерживают телесную чувствительность. Как только мы ограничиваем демонстрации сексуальных практик вовне, мы невольно ограничиваем разговоры и размышления о сексе. А на следующем этапе ограничиваем и сам секс.

«В пожилом возрасте есть только две области, которые доминируют и о которых нужно говорить, — это секс и смерть».

M: К слову о коммуникациях. У пожилых людей вообще принято говорить о сексе, обсуждать, что нравится, что не нравится?

ДМИТРИЙ: Эйджизм при этом утверждает, что пока ты молодой, у тебя и разговоры, и практики, и все, что хочешь. А как только ты подошел к старческому возрасту (а это примерно после 70 лет, когда резко падает физическая активность), то все, ты устал и все заканчивается.

Однако я хотел бы отметить, что у людей есть различия не только возрастные, но и поколенческие, то есть нынешние 80-летние отличаются от 80-летних прошлого в виду разных социально-культурных, исторических контекстов.  Это все стоит принимать во внимание.

M: Вы имеете в виду, что некоторые 80-летние не то чтобы перестали говорить о сексе, но никогда и не начинали?

ДМИТРИЙ: Или начали и не перестают.

M: Вообще, насколько секс значим для стариков? Влияет ли он на то, что люди сходятся или расходятся, чувствуют себя счастливыми или несчастными?

ДМИТРИЙ: В пожилом возрасте есть только две области, которые доминируют и о которых нужно говорить, — это секс и смерть. Потому что все остальное постепенно уходит, разрушается. Карьеры, статусы…

M: Казалось бы, и секс туда же…

ДМИТРИЙ: Нет. Нет. Тот факт, что мы всегда пытаемся разделить душу и тело, он является своего рода профанацией. Телесность чрезвычайно важна. И для духовного развития, в том числе. В этой двойке – секс и смерть – размышления о смерти отвечают за духовные практики, потому что если я не размышляю о смерти, то, в общем-то, я начинаю деградировать как человек, а сексуальные практики отвечают за телесность. Нарушение этого баланса автоматически сказывается на здоровье, тонусе и так далее.

Даже не проводя исследований, очевидно, что секс – это жизненный аспект, который возникает при рождении, заканчивается после смерти и является главенствующим для живого органического существа.


M: Хорошо, а как обстоят дела по технической части? Есть ли какие-то данные о частоте и продолжительности половых актов у российских стариков?

ДМИТРИЙ: Честно говоря, мы не замеряли эти данные и даже никогда стариков об этом не спрашивали. Просто потому что об этом не надо спрашивать. Это не те категории, о которых стоит говорить  — они незначительны. Гораздо важнее частота и продолжительность эротического взаимодействия, нежели чем полового акта. И вот этот параметр не склонен меняться с годами. Практики могут меняться, а частота и продолжительность взаимодействия – нет.

M: Вот как?

ДМИТРИЙ: Да. Но в пожилом возрасте появляется другая колоссальная проблема – проблема, связанная с потерей близкого человека. После 70 лет очень многие становятся одинокими, особенно женщины, потому что мужчины в России раньше умирают. И вот этот фактор уже является чрезвычайно сильным ограничением в частоте половых контактов. Поэтому если мы говорим о сексе в пожилом возрасте, то основная причина его отсутствия – это именно одиночество. Одиночество убивает сексуальные практики. Не физиология.

xb000060

M: Попытки найти кого-то в таком возрасте предпринимаются? Есть ли у стариков мотивация, и, если да, то какого рода партнера обычно ищут? Имеют ли место какие-то мимолетные связи, или все равно все пытаются найти «свою половину» и чтобы «до конца дней»?

ДМИТРИЙ: По-разному. Здесь тоже возраст не играет особой роли – как в юности, так и в старости, у людей могут случаться мимолетные романы. Здесь важная деталь – не то, как старик планирует свои отношения с тем или иным человеком, а в том, что на старика давит опыт прошлых лет и боязнь подпустить близко чужого человека.

«Одиночество убивает сексуальные практики. Не физиология».

M: Ну, а вот когда подпускают, то чаще всего кого – ровесников или все-таки есть тенденция хотеть кого-то помоложе?

ДМИТРИЙ: Бывает очень по-разному. Как говорится, сердцу не прикажешь. Но мы видим по опросам, что да, мужчине гораздо легче найти более молодую женщину, чем женщине найти более молодого партнера. Опять же на это работают исключительно социальные предрассудки.

M: Напрашивается вопрос, насколько популярны виагра и тому подобные стимуляторы у российских мужчин?

ДМИТРИЙ: У нас в России – не очень, хотя они и активно рекламируются. Кстати, медикаментозное поддержание потенции – это весьма ущербный путь, на мой взгляд. Гораздо важнее коммуникация, и она действительно «вытягивает».

Вот пример. Несколько раз, проводя интервью дома у своих респондентов, я заставал момент, когда к моему герою в гости приходит его партнер.

M: Любовник, любовница?

ДМИТРИЙ: Да. Так вот, я был поражен тому, как меняется лицо моего собеседника в момент встречи со своей пассией! Лет 10-15 скидывается только за счет улыбки и блеска в глазах. Я даже не нахожу слов, чтобы описать все физиологические изменения, что происходят с человеком, когда он видит любимого. И вот это, на самом деле, сразу нивелируют все насажденные ограничения, весь стыд, свойственный в особенности женщинам при вступлении в пожилой возраст.

M: Есть ли среди стариков секс без обязательств? Любовники на одну ночь, проститутки, в конце концов.

ДМИТРИЙ: Вот тут, должен признать, ситуация с возрастом меняется. Случайные связи и секс без обязательств у стариков случается реже, чем у молодых. Считаю, что это связано с таким важным феноменом человеческой жизни, как опыт. С его накоплением человек начинает более ответственно и осознанно относиться к себе и к окружающим.


M: А когда наступает возраст этой осознанности?

ДМИТРИЙ: Существует так называемая точка сексуального перелома, и в России, или даже в Москве (здесь все же особенная среда),  она наступает, и у мужчин, и у женщин, где-то в 50-55 лет. В регионах, кстати, лет на 10 раньше. В этой точке, весь жизненный опыт и багаж человека (свадьбы, разводы, дети, любовники) играет решающую роль и, мало того, что ограничивает человека от случайных связей, так еще и часто служит фактором полного отказа от себя как сексуального партнера.

M: Звучит не очень жизнеутверждающе. Предлагаю закончить разговор на более оптимистичной ноте. Какой бы вы дали совет нашим возрастным читателям?

ДМИТРИЙ: Не нужно закрываться от секса. Сексом нужно заниматься в любом возрасте. Другое дело, что нужно освобождаться от стереотипов, которые, кстати, есть не только у стариков, но вообще-то закладываются у нас в самом юном возрасте, вместе с первым сексуальным опытом. Главный такой стереотип я уже озвучил –  что секс является исключительно физиологическим актом с понятным финалом в виде оргазма. Нет. Повторюсь: секс – это, в первую очередь, коммуникация.

Об авторе Mikhail8 Статьи
Ведущий на церемониях рождения, смерти и бракосочетания; фотограф всего живого; люблю воду, больше чем чашку.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

No Sex for Elders: Do Retirees Ever Have Sex and Why is this Subject Taboo in Russian Society?

When was the last time you saw an elderly couple in Moscow hold hands or, God forbid, kiss? Let me guess: never.

We discussed if there is a place for feelings and erotica in the lives of Russian pensioners, why they so diligently hide their sexuality, and what we all know about the intimate lives of the elderly in general with Dmitry Rogozin, a field interview at RANEPA (The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation), who professionally examines the sexual practices of people in older age groups.

MOSKVAER: Dmitry, let’s start from the question that has bothered me for a long time already. Where are all the elderly couples? Look, when we, for example, are visiting any European city, we see many elderly people, couples as well, who hold each other’s hands, talk to each other, smile, and express feelings. Simply, you can definitely tell that there’s something between them. While in Moscow, you can barely meet an elderly couple on the streets, and if you do, they mostly seem tragically, depressingly unhappy. Why so? What has gone wrong?

14692006_10154604156682346_2280019368422063376_o
Dmitry Rogozin, sociologist, field Interviewer at Laboratory for Social Research Methodology

DMITRY: First of all, I disagree that they all look tragically unhappy – it depends… Secondly, there are two reasons for why we barely meet elderly people outside. The first reason is more technological: Moscow’s environment is not suitable for people with any kind of limitations, especially compared to Europe. And I suppose everybody agrees with the fact that age gives us some limits anyway, especially if we talk about the top cluster of elderly people – 80 years and older.

As for the lower cluster of elderly people, who have just retired, for example, 60-year-olds, there is reason rooted in cultural patterns. In Russia, and also throughout the former Soviet Union, it’s not acceptable for people in age to show off love or any erotic kind of relationship with the opposite sex. Unfortunately, it is so. That is why elderly people, even couples, usually walk keeping some distance, kind of separately, reproducing that cultural pattern – unfortunately, not the best one.

M: You say it’s not acceptable to show off or even allow the hint of any erotic relations between elders. But do those erotic relations between elders ever exist?

DMITRY: Of course! They always exist and don’t disappear with age. We simply have a huge misconception about sex.

“In Russia, and also throughout the former Soviet Union, it’s not acceptable for people in age to show off love or any erotic kind of relationship with the opposite sex.”

M: Exactly! That’s what is also said in your research. But if it does exist, why is it hidden, as if it is something shameful?

DMITRY: It’s hidden not because it’s shameful, but because it’s intimate. One old lady in her mid-80s once shared a brilliant though with me. She said: “You know, when you talk about sex with a beloved one, it awakens desire. And when you talk about sex with strangers, it awakens lust. Why do we need it?”. So this “Why?” question became rooted in old people’s minds. It is believed that a wide demonstration of sexual desires is unworthy for a human being. There’s good sense in it, but also there’s a “footboard”.

The thing is that as soon as we start limiting outer demonstration areas of our sexuality, we bring this limit to the inner. Because sex is not just a physical exercise. You can’t compare it with sports or anything else that implies body activity. Sex (and the entire progressive world already came to this conclusion 20 years ago) is a communication. A conversation. A corporeal conversation. But since we are commonsensical humans, we can’t have corporeal conversation without verbalization. Our intellectual abilities support your corporeal sensuality. As soon as we limit the outer demonstration areas of our corporeal sensuality, we unconsciously limit our thinking about sex, and eventually, sex itself.

“In old age there’s only two dominate spheres of life that are worth talking about – sex and death.”

M: Speaking of communication, is it generally common among elders to talk or share thoughts on sex?

DMITRY:  Ageism says that until you are young, you’ve got conversations, practices, everything you want, and as soon as you get old (let’s say, turn 70 – usually by that time one’s physical activity decreases), that’s it – you’re tired, fun is finished.

But I want to mention, that people can be divided not just by age rate, but also by generation criteria. Thus, current 80-year-olds differ from the past ones due to socio-cultural, historical context. We have to keep that in mind.


M: Do you mean that some 80-year-olds didn’t just stop talking about sex, but rather never started?

DMITRY: Or have started and now they’re unstoppable….

M: In general, how important is sex in the lives of the elderly? Does it influence the relationships of people – can people get together or split, consider themselves happy or miserable due to sexual reasons?

DMITRY: In old age there’s only two dominate spheres of life that are worth talking about – sex and death. Because everything else slowly fades away – careers, statuses…

M: It would seem that sex is also in this list…

DMITRY: Nope. Nope. But the fact that we always try to separate body and soul is sort of profanation. Corporeality is extremely important, for spiritual development as well. In this pair – sex and death – thinking about death is responsible for spirituality, because if I don’t think of death, I start degrading as a human; and sexual practice is responsible for corporeality. Breaking this balance automatically influences your health, tonus, etc.

Even without scheduling studies, it’s obvious, that sex is such an aspect of life that appears from the moment of birth, ends after death and remains dominate for the being during its life.

M: Ok, good, and what is going on from a technical standpoint? Is there any data on the frequency and duration of sex for elders?

DMITRY: To be frank, we haven’t measured that data and have even never asked elders about that. Just because those are things that haven’t to be asked about. They are not important. What is much more important is how long the erotic interaction rather than sexual action lasts. And this exact parameter doesn’t tend to change with age. Practices might change, but the frequency and duration of erotic interaction does not.

M: Really?

DMITRY: Yes. But with old age comes another huge problem – it is the loss of a loved one. After 70 years many people become lonely, especially women, because men die earlier in Russia. And this factor is already a very strong restriction on the frequency of sexual intercourse. So if we’re talking about sex in old age, the main reason for its absence would be loneliness. Not physiology, but loneliness kills sexual practices.

xb000060

M: In such age, do people try to find someone? Are they motivated enough, and if so, then whom are they looking for? Do people still only want something serious, “till the end of time”?

DMITRY: It depends. Age doesn’t play a big role here – in youth, as well as in old age, people might go through different situations and experiences. What is important, more important than how an old person plans relations with another person, is that the old one is always oppressed with his\her background, and usually is too scared to let strangers get closer.

“Not physiology, but loneliness kills sexual practices.”

M: Ok, but when he/she finally lets someone get closer, who would that person be? Would it be more likely a person of the same age or rather someone younger?

DMITRY: That also depends. As they say, you can’t command the heart. But the polls say that, yes, for a man it is much easier to find a younger woman than for a woman to find a younger partner. This is so due to relevant social prejudices.

M: The question arises, how popular is Viagra and similar stimulants among Russian men?

DMITRY: Not very much actually, even though they are actively advertised. By the way, the maintenance of drug potency is a very flawed way in my opinion. Communication is much more important than abstract physical contact, and it really “lifts up” relations.

Here is an example. Several times while conducting interviews at homes of my respondents, I caught a moment when his or her partner came to visit.

M: You mean lover?

DMITRY: Yes. So, I was amazed at how the face of my companion changed when meeting the partner! 10-15 years is reset only by a smile and a twinkle in the eyes. I cannot even find words to describe all the physiological changes that happen to a human when he\she sees their beloved one. And in fact, it immediately negates all planted limitations, all the shame inherent in particular for women when getting old.

M: Is there a place for sex without commitment between elderly people? One-night-stands, or prostitutes?

DMITRY: Here, I must admit, the situation changes with age. Random communication and casual sex occurs less frequently between elderly people than between young people. I believe that it is related to such an important phenomenon of human life, as the experience. With its accumulation, a person begins to take more responsibility and consciously relates to him\herself and to others.


M: And when is that age of awareness?

DMITRY: There is a so-called sexual point of fracture, and in Russia, or even in Moscow (still a special environment), it occurs for both men and women, somewhere in the range of 50-55 years. In the regions, by the way, it comes 10 years earlier. At this point, the whole experience of life (marriage, divorce, children, lovers), the sort of personal luggage plays a crucial role and, moreover, restricts a person from casual relationships and often might become a factor of the complete rejection of the self as a sexual partner.

M: That does not sound very life-affirming. I suggest to end the conversation on a more optimistic note. What advice would you give to our readers in age?

DMITRY: No need to shut down in regards to sex. Sex should be practiced at any age. Another thing that you need to get rid of is stereotypes, which, incidentally, are relevant not only among the elderly, but, in fact, laid at a very young age, along with the first sexual experience. The main stereotype I’ve already announced—it is that sex is a purely physiological act with a clear ending of orgasm. No. Again: sex is, first of all, communication.

About Mikhail 8 Articles
Showman at ceremonies of birth, death and marriage; Photographer of everything living; Loves water more than the cup.

Be the first to comment

What's on your mind?