Основатель «Проекта Книги» Маша Кислицина: «Пока есть книги и стремление познать себя, будет шанс вырваться из матрицы»

В Москве вот уже четыре года тихо-мирно ведет свою работу так называемое сообщество читающих людей «Проект Книги». Это клуб для людей, которые не просто любят читать, но ищут в книгах ответы на свои глубоко экзистенциальные вопросы. «Проект Книги»—это интеллектуальный родник, которого, я бы сказала, не хватает каждому из нас.

О задачах сообщества и личных целях организатора проекта, о чтении и том, как его монетизировать, о возрасте и самодисциплине, а также о многом другом Moskvaer поговорил с основателем проекта Машей Кислициной.


MOSKVAER: Маша, наткнувшись в Facebook на страницу вашего «Проекта Книги«, первое, что я подумала: «Ну, наконец-то, кого-то озарило этой простой и гениальной идеей—читать и обсуждать». Мы в узком кругу друзей делали то же самое под эгидой так называемого Клуба Задротов, правда, с тех пор прошло уже больше пяти лет. Так вот, тогда, затевая эту идею, я была ведома некоей верой в собственную просветительскую миссию в этом мире. Только не смейтесь, мне, правда, казалось: кто, если не я? Расскажите, в чем ваша цель и в чем задачи «Проекта Книги»?

МАША: О, как приятно слышать точно сформулированный вопрос. Обычно: цели, миссии, задачи—все в кучу перемешано.

Моя цель как основателя проекта—реализация себя. В жизни мне больше всего интересны два явления: люди (точнее, человек) и книги. Потому что книги помогают понять, что есть человек.

Что же касается задач нашего сообщества, то, мне кажется, что время проектов с единой задачей для всех участников ушло. Мы предоставляем механизм, а в решении каких задач он будет задействован, каждый решает для себя.

Читая, человек осваивает разные языки (Платона, Достоевского, язык генетики, этологии, психологии), впоследствии на этих языках человек может описать, что с ним происходит. Описать, значит получить шанс осознать. Осознать, значит получить возможность решить свой личный, частный вопрос.

Для кого-то это вопрос поиска призвания, для кого-то—свободы выбора, строительства счастья, любви, понимания.

Вероятно, никому ничего нельзя дать. Человек может взять только сам. И из книг в том числе.

M: Как вы видите целевую аудиторию проекта? Проводится ли какой-то отсев?

МАША: Основная аудитория—это люди, ищущие ответ на вопрос «Зачем?». Многие наши читатели заработали денег, родили детей, оглянулись вокруг и задали себе вопрос «Зачем это все?», «Куда я иду?». Мне кажется, что эти вопросы беспокоят подавляющее большинство людей. Так что участников может набраться очень много — столько, сколько людей готовы всерьез искать ответы на беспокоящие их вопросы.

Вероятно, когда человек нервничает из-за пробок, курса доллара, начальника, обид на близких, он на самом деле из-за другого переживает, просто причину своего беспокойства,  формулирует неточно. Ну, не может человек по-настоящему злиться из-за пробок . И отсев связан именно с этим, он происходит естественным образом. Кто-то готов услышать, что проблема не во внешнем мире, а внутри, всегда во мне. Кто-то не готов. Тот, кто не готов, уйдет. Придумает любую причину: группа не подошла, денег нет, времени… Это абсолютно нормально. Всему свое время. Надо накопить потенциал, потом приступать к работе над собой.

M: Каковы условия участия в проекте? При регистрации на ознакомительную встречу гостю сообщают, что «первая встреча—бесплатно». Сколько будет стоить дальнейшее участие?

МАША: Четыре встречи стоят 5 000 рублей.

M: То есть это проект с коммерческой перспективой?

МАША: Да, и для нас как организаторов, и для участников. Около 40% читателей значительно улучшили свои финансовые дела, потому что иначе взглянули на свои возможности. Разрешили себе зарабатывать.

M: Кто подбирает литературу для вашего проекта? Расскажите подробнее о том, по какому принципу вы выбираете авторов и произведения.

МАША: Наша первая большая группа работала два года, в течение которых мы отрабатывали составленную программу с первыми участниками. Иногда добавляем новые тексты по совету читателей.

Сейчас у нас три базовые программы: классическая программа (о ней дальше подробнее), книги на работе (для профессиональных сообществ) и художественная литература (русская и зарубежная классика).

Классическая программа разбита на два блока. Первый—книги, с разных точек зрения рассказывающие о человеке. Это психология, этология, военная стратегия, семиотика, философия. Второй—книги, чьи авторы размышляют о том, что же человек может. В чем предназначение, как его найти.

Книги подобраны таким образом, чтобы их авторы противоречили друг другу.

Тогда читатель получает возможность сам выбрать, какая точка зрения более убедительна. Чьи идеи или их синтез переработать и положить в основу своей картины мира.

Начинаем мы первый блок с книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», а заканчиваем второй блок циклом лекций Мераба Мамардашвили «Психологическая топология пути». Полный список можно прочитать на сайте или на нашей странице в Facebook. Администратор группы будет рад дать комментарии по любому тексту программы.

reading-club-moscow

M: Расскажите немного подробнее о механизме коллективного чтения. Если планируется встречаться раз в неделю, значит ли это, что будет какой-то обозначенный объем, необходимый к прочтению к определенному сроку? Или как? Как будет выстроена дисциплина проекта, если такое слово здесь уместно…

МАША: Практически наш проект предлагает еженедельно встречаться группами по 7-10 человек и в течение 2х часов обсуждать книгу, которую прочитали все читатели в группе. Еженедельно мы будем предлагать определенный объем к прочтению. Читать или нет—дело каждого. На одну книгу в среднем уходит один—два месяца.

Однако вы совершенно оправданно «спотыкаетесь» на слове “дисциплина”. У нас сообщество для взрослых людей. Мы рады, если надо, поддерживать друг друга, но не готовы опекать и руководить. Вероятно, никому ничего нельзя дать. Человек может взять только сам. И из книг в том числе.

Впрочем, люди, понимающие смысл своего участия в проекте, читают с удовольствием. Читать—это ведь вообще одна из основных жизненных радостей.

M: Как вы считаете,насколько остро в современном обществе стоит проблема осознанного чтения? Ощущаете ли вы, во всяком случае, в своем окружении, спад интереса к литературе, или это больше инерционные жалобы из серии «раньше и трава была зеленее»?

МАША: Была бы осознанность, не было бы проблем.

Есть такая теория, что мы живем в эру мгновенности, связанную с изобретением интернета. Сейчас все, что не приносит немедленного результата, отметается. Поэтому много расставаний, банкротств. Мало кто готов вкладываться вдолгую. Осознанное чтение, как и работа с собой, всегда медленный процесс. Поэтому мы читаем медленно, с карандашом.


M: В России в последние годы ведется довольно агрессивная политика в отношении доступа к информации, и литература тоже попала под обстрел—закрытие библиотек, невообразимые ритуалы сжигания книг, споры вокруг школьной программы по литературе… Куда мы движемся в части просвещения, как вы думаете?

МАША: Конечно, книгу «Как приготовить плов» купить сейчас проще, чем, например, работу с названием «Общее введение в не-аристотелевы системы и общую семантику». Движемся мы в сторону получения удовольствия здесь и сейчас и увеличения объемов информации, читай, увеличения информационного мусора.

Маршалл Маклюэн 60 лет назад писал, что мы объединим свои нервные системы в одну. Это и произошло. Сейчас весь мир переживает развод Джоли и Питта. Хотя, казалось бы, «что он Гекубе?». Маклюэн сказал бы, что нет больше отдельной Джоли и отдельной Маши. Теперь все — одна большая матрица.

Возврат к тексту, большому, серьезному тексту, это возврат к индивидуальности. С каждым годом он будет все менее возможен. Но пока есть книги и стремление познать себя, будет и шанс вырваться из матрицы. Не всем вместе, но каждому самостоятельно.

Об авторе Яна 135 Статьи
По профессии - журналист, по призванию - кухонный философ. Обожатель Москвы и бунтарь. Фрустрирующий гедонист.

2 Comments

  1. В жизни мне больше всего интересны два явления: люди (точнее, человек) и книги. Потому что книги помогают понять, что есть человек.

    Маша, 100 лет назад интеллигентный человек мог только читать книги, и еще ему допускалось быть врачам.
    Писателем или руководителем театра.
    Работать было стыдно.
    Нет позорно.

    Почитайте Достоевского.

    Убить человека было легче, чем пойти работать.
    Книга не может научить понимать человека.
    Она его отражение.
    Только дело, только работа, только новое дело, позволит вам понять себя и окружающих.
    Нет дела, снова пустопорожнее время провождение, как и сто лет назад.
    Ваш.

    • Прошу уточнить, в каком значении Вы используете слова «дело» (чтобы я мог отличить от «не дела», «себя», «понять». Если не трудно. Чтобы лучше понять Ваш комментарий.

Что вы об этом думаете?

Founder of the Reading Club, Books Project: “There is a Chance to Exit the Matrix. Not All Together, But Each on Our Own.”

Moscow Books Project, a reading club and community of conscious readers has existed for nearly four years now, continuously developing step by step. It was created for people who not only love reading, but who also try to find answers to common existential questions in books. I would say, Books Project is an intellectual rill, which is desperately missing in our lives.

Moskvaer talked to the founder of the project Maria Kislitsyna about the purposes of the community and her own goals, reading and the possibility of making a business of it, age and self-discipline and much more.


MOSKVAER: Maria, when I viewed the Books Project Facebook page, my first thought was: Thank God, someone was finally blessed with this simple and genius idea–to gather and read and discuss books. Years ago I did the same thing with my friends, calling ourselves a Nerd Club. So then, when I initiated this activity, I was lead by a sort of faith in my own educational mission in the world. But please don’t laugh at me, I truly thought that if not me, then who? So, what is your personal goal in that story and what are the Books Project’s particular tasks?

MARIA: Oh, I’m pleased to hear such an accurately put question. Usually there is everything mixed up together–goals, mission, tasks.

So my personal goal in terms of the Books Project is self realization. The thing is that I am deeply interested in two phenomenons in life: people (or better to say, humans) and books. Books, because they help to find out, what is human.

Talking about the community’s tasks, I think that the time of projects with one unified task for all the participants is gone. We provide the mechanism, but everyone has to decide for themselves how will it be used, and for what purposes.

By reading, one learns different languages (Plato’s language, Dostoevsky’s, the language of genetics, ethology, psychology), and then with those languages he can describe what is going on with himself. To describe means to get a chance to understand. To understand means to get an opportunity to solve his or her own private issue. An issue of self identity, freedom of choice, the development of happiness or finding love–it may be whatever.

One can not give anything to another. A person can only take things by himself, from books as well.

M: How would you describe your target audience? Are there any kinds of filters?

MARIA: The main audience is people seeking an answer to the question “Why?”. Many of our readers that have already made decent money and have children, suddenly turned around and asked themselves: “What did I make all that for? Where am I going?”. I think those questions bother a minority of modern people. So there can be lots of participants in our community–those people that are ready for a serious search…

Apparently, when one becomes nervous because of traffic or the exchange rate, gets offended by a boss or relatives, one actually is stressed because of completely different things, but just can’t formulate the reason correctly.

It’s just impossible to actually be angry about traffic, the reason is always somehow deeper. And our filters are related to that, they are kind of natural. Some are ready to hear that the problem is not in the outer world, but that it is always inside, and others are not ready. And those, who are not, won’t stay. They will make up some reason and leave, and that’s fine. It’s understandable. Everything should be on time. One has to accumulate potential energy before they are able to start working on self-improvement.

M: What are the conditions of participation in the project? When registering for an introductory meeting I was informed that “the first meeting is for free.” How much does continued participation cost?

MARIA: Four meetings costs 5,000 rubles.

M: So it is a project with a commercial perspective?

MARIA: Yes, both for organizers and participants. About 40% of the readers have significantly improved their financial affairs being able to look at the possibilities with a refreshed view and to allow themselves to start earning decently, thanks to the Books Project.

M: Who picks up the books for your project? On what basis do you choose the authors?

MARIA: Our first large group studied for two years, during which we worked out a drawn up program with the first readers. Sometimes we add new texts according to the advice of readers.

Now we have three basic programs: a classical program (of which I will tell a bit more), business literature (for professional communities) and fiction (Russian and foreign classics).

The classical program is divided into two blocks. The first block contains books that are contemplating humans from different perspectives: psychology, ethology, military strategy, semiotics, philosophy. The second block contains books whose authors speculate about what a human is able to do. The purpose of humans and how to identify that purpose.

The books are selected in such a way that their authors are contradictory of one another, so the reader is able to select which view is more convincing to him, and whose ideas are more fit to become the base for his worldview.

We start the first block with Games People Play by Eric Berne, and we finish the second block with Merab Mamardashvili’s series of lectures Psychological Topology Path. A full list can be found on the website or on our Facebook page. The group administrator will be happy to give any comments on the texts of the program.

reading-club-moscow

M: Tell us a little more about the mechanism of collective reading. If you plan to meet once a week, does that mean that there will be some designated volume to be necessary to read by a certain date? Or how else is the discipline of the project built, if such a word is appropriate here…

MARIA: In practice, our project offers to meet weekly in groups of 7-10 people and the discussion is supposed to last about 2 hours. Every week we will offer a certain amount of pages to read. To read or not to read is everyone’s private business, but we agreed that one book takes about two months on average.

However, you correctly ‘stumbled’ onto the word ‘discipline’. We are a community for adults. We are pleased, if necessary, to support each other, but we are not ready to take care of people and manage them. In general, I think, one can not give anything to another. A person can only take things by him\herself. From books as well.

However, people who understand the meaning of their participation in the project, read with pleasure. Reading is exciting, isn’t it one of the major pleasures of life?

M: How acute, in your opinion, is the issue of conscious reading nowadays? Do you feel, at some point, the decline of interest in literature within your environment, or is it more of a complaints inertia, sort of ‘the grass was greener’?

MARIA: If consciousness existed, there would be no problems.

There is a theory that we live in an era of instantaneous Internet-related invention. It implies that now everything that does not bring immediate results, is swept aside. Which explains many separations and bankruptcies. Few people are willing to invest for long terms. Conscious reading, as well as self-improvement work, is always a slow process. Therefore, we read slowly, making notes.


M: In recent years we’ve sees quite an aggressive policy toward the access to information in Russia. Literature was also put under fire–well, in some cases, it literally was. You might remember some unimaginable book-burning rituals, in addition to library closures, the controversy surrounding school literature programs… Where do we go in terms of education, what do you think?

MARIA: Of course, now the book How to cook pilaf is much easier to buy than, for example, to work with the title General Introduction to Non-Aristotelian Systems and General Semantics. We move in the direction of getting pleasure here and now, in the direction of the increased amount of information and informational trash around.

Sixty years ago Marshall McLuhan wrote that we are going to unite our nervous systems into one. It happened. Now the whole world is going through the divorce of Pitt and Jolie. Although it would seem, ‘What is Hecuba to him?’. McLuhan would say that there is no longer a separate and private Jolie or Masha. Now everything is within one large matrix.

A return to the so-called big text, serious text, is a return to individuality. Every year it becomes less and less possible. But as long as we have books and an inner desire to know ourselves, there is still a chance to escape from the matrix. Not all together maybe, but each on our own.

About Yana135 Articles
Journalist by education, barstool philosopher by heart. Moskvaer. Rebel. Frustrated hedonist.

Be the first to comment

What's on your mind?