Роллер-дерби в России: Спортивное амплуа современных феминисток

Роллер-дерби – это командный феминистский вид спорта, зародившийся в США в 30-х годах и до сих пор совершенно непопулярный в России. Что, впрочем, неудивительно. Роллер-дерби всей своей сутью противоречит привычной для россиян ролевой модели женщины – «мать, хранительница домашнего очага». В роллер-дерби женщина – это, прежде всего, боец, а сама игра представляет собой нечто вроде гонок на роликовых коньках с элементами борьбы.

Суть игры состоит в том, чтобы одна из участниц команды (джеммер) пробилась через так называемый пэк – препятствие, составленное из игроков обеих команд, принимающих участие в матче (баут). Этот вид спорта, судя по всему, имеет хорошие шансы попасть в олимпийскую программу 2020 года. В России первая и пока единственная команда по роллер дерби –White Night Furies– появилась в 2013 году благодаря энтузиастке из Петербурга Жанне Юрьевой.

Moskvaer: Жанна, расскажите, пожалуйста, как возникла идея, и что это за процесс – учреждение первой в России команды по роллер дерби?

Жанна: Все началось 2,5 года назад. Нас было двое – я и Катя. За год до этого Катя ездила в Исландию, где впервые от своих друзей узнала о таком спорте, как роллер дерби. Она была очень воодушевлена самой идее этой игры и, вернувшись в Россию, предложила популяризировать ее у нас. Помню, меня это сначала напугало. Мы посмотрели пару роликов, и моя реакция была: «Как жестоко! Они, кажется, месят друг друга! Не-не-не». Но потом, со временем, я втянулась. Однако, когда разговор заходил о формировании команды, я совершенно не понимала, с чего начинать. Ведь для того, чтобы собрать хоть кого-то, надо, чтобы о спорте знали, а о роллер-дерби не знал практически никто.

В тот момент я совершенно случайно увидела объявление в одной из роллер школ Питера, о том, что они хотят создать роллер-дерби команду из девушек. Мы с Катей решили присоединиться к ним, и провели совместно с этой школой несколько первых тренировок. Потом школа отпала, потому что они захотели брать деньги за занятия, что, в общем-то не предусмотрено в этом виде спорта, так что дальше мы продолжили вести тренировки сами. У нас осталось три ученицы. Постепенно мы стали расти, рассказывать больше о себе и о спорте в социальных сетях, роллер-сообществах, приглашать людей в команду.

Photo by Vyacheslav Shatrovoy
Жанна Юрьева
Фото: Вячеслав Шатровой

Это, насколько я понимаю, был 2013 год. Что изменилось с того момента? Во что выросла ваша скромная команда за прошедшие два с половиной года?

Жанна: Сегодня у нас 19 человек в команде, из них 2 рефери и 17 игроков. За эти годы появилось много людей, которые знают о спорте и поддерживают нас. При этом за пределами России о нас знают гораздо больше, чем внутри страны.

Мы участвуем в соревнованиях с командами уровня B и C, эдакими home teams, дважды в год. Вообще, можно, конечно, и больше – в той же Финляндии, к примеру, в каждом городке есть своя команда, с которой мы могли бы запросто играть, но частые выезды пока не по карману. Ближайшая игра с нашим участием состоится в феврале с финской командой уровня C. Думаю, мы их «уделаем» 🙂

Интересен вопрос позиционирования роллер-дерби как феминистского вида спорта. Действительно ли он манифестирует что-то подобное?

Жанна: Да, он манифестирует свободу женщины управлять своим телом так, как она хочет, и принимать участие в спорте, который был создан преимущественно женщинами, преимущественно для женщин, в котором большее количество команд по всему миру – именно женские. Поэтому – да, это вполне феминистский вид спорта, но, кроме того, еще и антидискриминационный.

Я правильно понимаю, что спортсменки роллер-дерби в большинстве своем объединены, помимо игры, общей идеей борьбы за права женщин и сексуальных меньшинств?

Жанна: Я бы сказала, что команда роллер-дерби – это, прежде всего, спортивная команда, а не собрание женщин, борющихся за свои права. Однако – да, будучи сам по себе офигенным видом спорта, роллер-дерби вместе с тем представляет собой хорошую поддержку для девушек, которые, возможно, ощущают дискриминацию по каким-либо признакам.

Хорошо. Мне просто интересно понять, является ли роллер-дерби все-таки… нишевым, скажем так, видом спорта.

Жанна: Нет.

Как вы считаете, случайно ли, что такой феминистский вид спорта впервые в России зародился именно в Петербурге, а не в Москве, которая, кажется, считается в этом плане более консервативной?

Жанна: Думаю, что это чистая случайность.

И все-таки, как получилось, что в огромной Москве, где и феминисток, и спортсменок немало, до сих пор нет команды по роллер дерби?

Жанна: Все два с половиной года существования мы задаемся тем же вопросом. Мы даже как-то пытались помочь московским единомышленникам, коих, кстати, немало, собраться воедино, но, к сожалению, у них нет лидера, которая могла бы направлять и вести команду.

Photo by Vyacheslav Shatrovoy
Фото: Вячеслав Шатровой

А вы не думали о создании общероссийской команды? Национальной сборной или вроде того?

Жанна: Думала. Скорее всего, это произойдет ближе к 2020 году, когда роллер-дерби, надеюсь, войдет в олимпийскую программу.

Жанна, вы упомянули, что плата за тренировки не предусмотрена в этом виде спорта. Значит ли это, что он является идеологически некоммерческим, или все-таки профессиональные спортсмены и команды могут как-то зарабатывать на боях?

Жанна: Те лиги и команды, которые только начинают свое существование, разумеется, бесплатны для всех. Их тренеры – это энтузиастки, которым никто ни за что не платит. Единственное, за что платят спортсмены – это аренда зала. Те лиги, которые существуют давно, у которых есть сильные игроки и которые участвовали в мировых чемпионатах, вероятно, могут зарабатывать, но и в этом случае чаще всего заработанные деньги уходят в командный фонд.

Мы, в частности, пытаемся поддерживать существование и развитие своей команды за счет реализации нашего мерча (официальная атрибутика – ред.). Продаем футболки, значки, наклейки с нашим логотипом и тематическими рисунками, и с этих средств оплачиваем аренду тренировочной площадки.

Обращались ли вы за поддержкой в Министерство спорта или какие-то еще профильные ведомства?

Жанна: Я хотела обратиться, но, посмотрев, через какие бюрократические дебри нужно для этого продраться, и что мы получим в результате, поняла, что овчинка выделки не стоит.

Что ж, с официальной поддержкой или без, желаем вам ярких побед! Спасибо за беседу.

Об авторе Яна135 Статьи
По профессии - журналист, по призванию - кухонный философ. Обожатель Москвы и бунтарь. Фрустрирующий гедонист.

Оставьте комментарий

Что вы об этом думаете?

Roller Derby In Russia: A Sports Line Of Modern Feminists

Roller derby is a feministic team sport that originated in the US in the 1930s and is still quite unpopular in Russia. Which, however, is unsurprising. The essence of roller derby contradicts the customary role of a Russian woman–as a mother and housewife.

The roller derby woman is, above all, a fighter, and the game itself consists of fighting battles on roller skates. The game play consists of a series of short match-ups in which both teams designate a jammer who scores points by lapping members of the opposing team. The teams attempt to hinder the opposing jammer while assisting their own jammer. Interestingly, this sport seems to have a good chance to get into the Olympic program in 2020.

In Russia, the first and only roller derby team–White Night Furies–appeared in 2013 thanks to an enthusiast from St. Petersburg, Zhanna Yuryeva.

Moskver: Zhanna, please tell us how the idea came about and what kind of process it took to establish Russia’s first roller derby team?

Zhanna: It all began 2.5 years ago. There were two of us—Kate and me. The year before, Kate visited Iceland, where she learned about such a sport as roller derby from her friends. She was very encouraged by the idea of the game so she offered to try to popularize it here. I remember how scared I was at first. We watched a couple of youtube videos, and my reaction was: “How cruel! They seem to knead each other! No, no, no”. Then, eventually I was involved. However, when it came to the formation of the team, I did not understand where to start. After all, in order to collect members for even the smallest team, you need people to know about the sport, but roller derby was largely unknown.

At that very moment, I by chance saw an ad of a roller school in St. Pete, which said they wanted to create a roller derby team made up of women. Kate and I decided to join them. So the first few workouts we held in conjunction with this school. Then the school left the field, because suddenly they asked for money for classes, which is not welcome in this sport. So then we continued to conduct training ourselves. We’ve had three students at that time. Gradually we became bigger and we began to tell more about ourselves and about the sport in social networks and roller communities, and we started inviting people to join the team.

Photo by Vyacheslav Shatrovoy
Photo by Vyacheslav Shatrovoy

That was, as far as I understand, in 2013. What has changed since that time? In what has your humble team grown over the past two and a half years?

Zhanna: Today we have 19 team members, including 2 referees and 17 players. We’ve got a lot of people who know about the sport and support us. At the same time, we are much more popular outside of Russia.

We are now participating in competitions with level B and C teams, which are kind of home teams, twice a year. In general, we’d like to meet competitors more often–in Finland, for example, every town has its own roller derby team, with which we could easily meet for a game. But twice a year is what we can afford financially.

The next game in which we will participate will happen in February with a level C Finnish team. I think we will beat them.

The issue of considering a roller derby to be a feminist sport seems quite interesting. Does it really manifest as something like that?

Zhanna: Yes, it does manifest a woman’s freedom to control her own body, as she wants to, and her freedom to participate in the sport, which was created mostly for women, and which is managed mostly by women, and which consists mostly from women’s teams around the world. So–yes, this is a quite feministic sport, but also anti-discriminate.

Do I understand correctly that, in addition to games, the roller derby girls generally are united by the common idea of the struggle for the rights of women and sexual minorities?

Zhanna: I would say that the roller derby team–is, above all, a sports team, not a community of women fighting for their rights. But, yes, being itself a great sport, roller derby at the same time is a good support for girls who may feel discrimination on any grounds.

Got it. I was just curious to understand if the roller derby is still… let’s say, a niche sport.

Zhanna: No, it’s definitely not.

Do you think that it was just a coincidence that such a feministic sport was born especially in St. Petersburg, not Moscow, which seems to be considered more conservative in this regard?

Zhanna: I think it’s a pure coincidence.

And yet, how is that in a city as huge as Moscow, there are still many feminists and many roller derby athletes that still don’t have a team?

Zhanna: During these two and a half years of existence, we have been asking ourselves the same question. Once, we even tried to help our Moscow followers, (whom we have, by the way, quite a lot) to come together. However, unfortunately they do not have a leader who could guide the team.

Photo by Vyacheslav Shatrovoy
Photo by Vyacheslav Shatrovoy

Did you think about creating a nationwide team?

Zhanna: I did. Most likely, it will happen closer to 2020, when the roller derby, I hope, will enter the Olympic program.

Zhanna, you mentioned that payment for training is not provided in this sport. Does it mean that it is ideologically non-profit, or professional athletes and teams still can make money on the games somehow?

Zhanna: Those leagues and teams that are just beginning to exist, are obviously free to all. Their trainers are just non-paid enthusiasts. The only thing for which players pay is rental for the gym. Those leagues that have existed for a long time, and that have strong players, and that participated in world championships are likely to make money on the games, but in this case most of the earned money goes to the team fund.

We in particular are trying to support the existence and development of our team through the implementation of our merch (official paraphernalia – Ed.). We sell T-shirts, badges, stickers with our logo and thematic patterns, and these funds go toward rent of the training ground.

Have you applied for support to the Ministry of Sports or some other specialized agencies?

Zhanna: I would like to apply, but looking at the bureaucratic jungle that is needed to be torn through, and looking at what we’ll get as a result, I realized that the game isn’t worth it.

Well, with or without official support, we wish you the great victories! Thank you for the interview.

About Yana 135 Articles
Journalist by education, barstool philosopher by heart. Moskvaer. Rebel. Frustrated hedonist.

Be the first to comment

What's on your mind?