Внезапно: Саке вошло в моду как альтернатива премиальным винам

Оставаясь в тени винного многообразия на протяжении долгих десятилетий, лишь этой осенью саке ворвался в умы всех уважающих себя винных критиков. Причиной интереса к саке стали публикации известного винокритика Wine Advocate Роберта Паркера, который наконец обратил внимание на непаханое поле японского алкоголя и сунул свой нос в бокал с саке. Конечно, не обошлось без скандала, благодаря которому история и обрела пикантность, а читатели журнала поспешили запастись саке и разобраться, наконец, в феномене этого экзотического напитка.

Предлагаю начать с теории, а на десерт полакомиться свежим скандалом.

Октябрь считается в Японии месяцем саке, потому что именно в этом месяце около двух тысяч лет назад стартовало первое производство напитка. Здесь присутствует легкий налет мистики, ведь по странному стечению обстоятельств старинный китайский иероглиф, обозначающий десятый месяц, то есть Октябрь, схож по написанию со другим, не менее древним японским иероглифом, означающим саке. Совпадение? Не думаю.

Саке. Теории и практики производства

Insaku, или технология выращивания риса в болотной местности была привезена из Китая в Японию еще раньше, около пяти тысяч лет назад, а примерно три тысячи лет назад появился первый дальний (очень дальний) предок современного саке.

Саке прошлой эры — это «саке, пережеванное во рту» — в Синооитских храмах религиозные молодые девушки, естественно девственницы, занимались тем, что пережевывали рис, каштаны и просо и выплевывали все в чан, где вся масса начинала бродить, достигая наибольшего градуса. Впоследствии все это поглощалось, скорее, как еда, нежели напиток.

sake-rice

В раннем средневековье саке производили по пять раз в год, пока, наконец, путем частых проб и ошибок не пришли к выводу, что саке, произведенное в холодное время года, обладает более приятными характеристиками, чем саке, произведенное летом. Примерно в то же время производители начинают применять «Hi-ire», процедуру при которой саке на протяжении 5-10 минут кипятят при температуре 50-60 градусов, иными словами, пастеризуют. Кстати, Луи Пастер предложит применить этот же метод для обеззараживания пищевых продуктов только спустя 300 лет.

В 18 веке производство саке начинает приобретать современные черты. В эти времена оно базируется в трех городах: Киото, Осака и Эдо (нынешний Токио), однако позже центр производства смесится в город Нисиномия, а еще позже распростанится по всей Японии.

В конце 19 века начинается эпоха так называемого «саке ренессанса», когда благодаря новым технологиям стало возможно получать дрожжевой грибок в чистом виде. Разные виды грибка придают разные вкусовые и ароматные характеристики саке, благодаря нему улучшается температурный и санитарный контроль напитка и появляется возможность более тщательно контролировать все процессы производства.

В 1981 году в Японию и не только приходит мода на премиальный вид саке Ginjo, производство которого проходит при более низких температурах, в результате чего продукт получается более тонким, с ароматами зеленых яблок, дыни, ананаса, вишни, клубники, аниса, роз и лилий. На это время как раз и пришлось начало более или менее стабильного экспорта японского саке, популярность анисового напитка по всему миру стала расти.

Саке внутри

Саке — это ферментированный (подвергшийся брожению) алкогольный напиток из риса. Сорт «yamada-nishki» считают королем среди сортов, применяемых в производстве саке. Другой важный элемент — вода. Она составляет 80% саке, и очень часто эксперты проводят параллель между качеством воды и полученным результатом. Так, из жесткой воды (жесткость воды определяется уровнем кальция и магния) получается более сильное, «мужское» саке, в то время как из мягкой воды получается более тонкое и деликатное, «женское» саке.

Затем в дело вступает плесневой грибок Koji, который выступает волшебной палочкой, превращающей крахмал в сахар. Следующий этап — добавление дрожжевого грибка, который играет главную роль в образовании вкусов и ароматов. Самый часто используемый дрожжевой грибок — это вид дрожжевых грибов №7.

Иногда перед фильтрацией в саке добавляют алкоголь, но не для повышения градуса, а для концентрации ароматов. Слово “Junmai” на этикетке означает, что в саке без добавления алкоголя.

Саке сегодня производят в Америке, Бразилии, Испании, Новой Зеландии и Австралии, но традиционно это японский напиток. На мой взгляд, по качеству японское саке, бесспорно, превосходит конкурентов.

shozou-sake

Элегантное на все 90!

Саке — особенный напиток, который нельзя сравнить ни с крепким спиртным (саке не перегоняют и алкогольное содержание в нем в среднем 15-17%), ни с вином (материал производства играет не столь доминантную роль, как виноград, и не содержит готовый для брожения сахар), ни, уж конечно, с пивом, куда почти всегда добавляется хмель, тогда как в производстве саке запрещено добавление стороннего сырья.

Учитывая беспринципный рост цен на премиальные вина, интерес к саке — весьма элегантному, но не переоцененному напитку — вполне обоснован. Впрочем, никто и не удивился, когда в конце августа 2016 года Wine Advocate, первый раз с 1998 года, дал оценку саке, выделив 78 видов напитка и присвоив каждому из них оценку не менее 90 баллов. Публика бесновалась! Уже через сорок минут после публикации рейтингов склады производителей счастливых финалистов были опустошены.

Здесь стоит отметить, что если саке производят сотнями, иногда тысячами бутылок, то большинство премиальных вин производят десятками (!) тысяч. Цены премиального вина с рейтингом 90 баллов по Wine Advocate варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов за бутылку, тогда как самое дешевое из оцененных Wine Advocate саке Liwen Hao стоило около 15 долларов.


Итак, пришло время вернуться на пару месяцев назад, в июнь 2016 года, когда в Японии была спешно зарегистрирована компания The Taste of Sake, которая уже к концу августа предлагала клиентам целый каталог из 78 видов саке. Цены на сайте заметно отличались от цен производителей в пользу удорожания: например, 45 долларов против 160 долларов, а спустя неделю и всех 5000 долларов за одну и ту же бутылку.

Многие из 78 оцененных наименований саке были настолько редки, что их фотографии нельзя было найти в интернете, однако на сайте The Taste of Sake были размещены все 78 единообразных изображений саке. Удивительное совпадение, не правда ли, что в одно время с выходом нашумевшего рейтинга некая независимая компания скупает все 78 оцененных наименований? Представители Wine Advocate отрицают свою причастность к этой мутной истории, сейчас проводится тщательное расследование инцидента. Как говорится, ложки нашлись, а осадок остался.

Ищем аккомпанемент к саке

Если вы думаете, что саке прекрасно подходит только к японской кухне, вы ошибаетесь. Все больше ресторанов в мире предлагают саке к итальянской, испанской, тайской, индийской и мексиканской кухне. Попробуйте острые блюда с саке Honjozo, к блюдам из морепродуктов прекрасно подойдет сакэ Junmai Ginjo, твердые сыры будут сочетаться с саке Koshu, индийские и тайские блюда украсит саке Junmai, стейки подойдут с саке, произведенным по-старинному методу Kimoto… Этот список можно продолжать и продолжать, но, уверена, что каждому будет интереснее найти уникальное сочетание самому.

Если не знаете, с чего начать, доверьтесь нам и попробуйте:

Sho Chiku Bai Junmai
Классическое саке с мягкой структурой, ароматами спелого банана, персика и овсянки. Идеальная температура подачи — 40-50 С, прекрасно подойдет к мясным и грибным блюдам.

Umenishiki Ginjo Tuuno
Премиальное саке с классическими ароматами дыни, сливы, банана, ананаса, яблочного зефира и рисового пудинга. Прекрасно подойдет к белорусским устрицам или блюдами из итальянской кухни, в которых присутствует базилик. Употреблять охлажденным в винном бокале.

Hakushika Junmai Daiginjo
Саке производится на основе знаменитой воды «Миямизу»из региона Надо, которая позволяет произвести саке «мужского стиля» — свежее, с классическими ароматами зеленых яблок, бананов, нотками сливового йогурта и сухим, но сбалансированным финишем. Это саке прекрасно подойдет к блюдам из морепродуктов средиземноморской, индийской и тайской кухонь. Употреблять охлажденным в винном бокале.


Премиальное саке лучше пить из винного бокала, чем из оchoko/choko — традиционных крохотных чашечек, которые придадут процессу колорит, но не позволят вам насладиться ни цветом, ни ароматом напитка.

Температура подачи саке будет зависит от выбранного вида. Например, премиальные виды Ginjo и Daiginjo советую подавать хорошо охлажденными до 6-8 С в винных бокалах, в то время как Futsu-shu (столовое cаке) лучше подавать теплым — 40-50 С в маленьких чашечках.

Об авторе Kristina 14 Статьи
Профессиональная заинтересованность в вине и крепких спиртных напитках. Влюблена в великие книги и халтурные фильмы. Instagram: Kristina_WineLove #getsomewinedarling

Оставьте комментарий

Leave a Reply

Your email address will not be published.


*

Sake Suddenly Fashionable, Considered Alternative to Wine

Having stayed in the shade of wine varieties for many decades, this Fall sake burst into the minds of all self-confident wine critics. The reason for the interest in Sake was revealed via the publication of known Wine Advocate Robert Parker, who finally drew attention to the untapped source of information about Japanese alcohol and stuck his nose into a glass of Sake. Of course, it has not been without scandal. Thanks to it, the story gained poignancy since readers rushed to stock up on Sake and finally showed distinction in the phenomenon of the exotic drink.

I propose to start with the theory, and the fresh scandal will be for dessert.

In Japan, October is considered to be the month of Sake, because during this month about two thousand years ago the Japanese started the first production of the beverage. You can feel a touch of mysticism here. It must be said, that by a strange coincidence an ancient Chinese character for the tenth month, which is October, is similar in the manner of writing to another, no less ancient Japanese hieroglyph denoting Sake. Is it coincidence? I think not.

Sake. Theory and Practical Peculiarities of Production

Insaku, or the technology of rice growing in the marsh area was brought from China to Japan earlier. That happened about five thousand years ago and later, about three thousand years ago, the first distant (very distant), ancestor of the modern sake appeared.

The Sake of the bygone era is a “sake, chewed in the mouth” – in some Shintoism temples, young religious girls, naturally virgins, were engaged in that chewing rice, chestnuts and millet. They spat all that into the vat where the whole mass began to ferment reaching the highest percentage of alcohol. Subsequently, all that was eaten more as food than drink.

sake-rice

In the early Middle Ages, Sake was produced five times a year. Finally, through frequent trial and error they concluded that Sake produced in the cold season has a more pleasant flavor than Sake produced in the summer. Around the same time, manufacturers began to use the “Hi-ire” procedure. This was the process of heating sake for 5-10 minutes at the temperature of 50-60 degrees. In other words, it was pasteurized. By the way, Louis Pasteur offered to apply the same method for the decontamination of food only 300 years later.

In the 18th century, the production of Sake started to acquire modern features. In these times, it was based in three cities: Kyoto, Osaka and Edo (now Tokyo). Later, the production of the mixture started in the center of the city of Nishinomiya, and later they distributed it throughout Japan.

At the end of the 19th century, the era of the famous “Sake Renaissance” began. Thanks to new technologies, it became possible to obtain a yeast fungus in pure form. Different types of fungi gave different taste and aroma characteristics of Sake. Thanks to that, the control of temperature and all other production processes was improved and the beverage became healthier.

In 1981 in Japan and some other countries, the use of a premium type of Sake, Ginjo, grew into fashion. Its production takes place at lower temperatures, resulting in a more subtle product with aromas of green apples, melon, pineapple, cherry, strawberry, anise, roses and lilies. At this time, the manufacturers started more or less stable exports of Japanese Sake. Especially, the popularity of the anise beverage around the world began to grow.

Sake Inside

Sake is a fermented (affected by fermentation) alcoholic beverage made of rice. Yamada-Nishiki rice is considered the king among the varieties of rice breeds used in the production of Sake. Another important element is water. It is 80 percent Sake and very often experts draw a parallel between the water quality and the result. So, from hard water (water hardness is determined by the levels of calcium and magnesium) they get a stronger, “masculine” Sake, while soft water gives “women’s” Sake, which is more subtle and delicate.

The fungus is among the most important things too, which protrudes its magic wand to transform the starch into sugar. The next step is the addition of yeast, which plays a major role in the formation of tastes and aromas. The most commonly used yeast fungus is a type of yeast fungi №7.

Sometimes, just before the filtration, alcohol is added; it is not for making Sake stronger but for improving the concentration of flavor. The word “Junmai” inscribed in the label means that the Sake is produced without the addition of alcohol.

Nowadays, Sake is produced in America, Brazil, Spain, New Zealand and Australia, but it is traditionally a Japanese drink. To my mind, the quality of Japanese Sake is certainly superior to its competitors.

shozou-sake

90 Points for Elegance!

Sake is a very special kind of beverage that cannot be compared to a hard drink (Sake is not distilled and the alcoholic content is 15-17% on average). Besides, you should not compare it with wine (the produced material does not play such a dominant role, as grapes, and does not contain sugar ready for fermentation). Of course, it is far from beer where the manufacturers usually add hops since in the production of Sake foreign materials are prohibited.

Taking into account the incredible rise in prices for premium wines, an interest in Sake, a very elegant but not overvalued drink, is quite reasonable. However, no one was surprised when at the end of August 2016, the Wine Advocate, the first time since 1998, gave an assessment of Sake by selecting 78 kinds of drinks and assigning each of them a grade not less than 90 points. The audience went crazy! Within forty minutes after the publication of the ratings, warehouses of the lucky finalists producing Sake were devastated.

It is worth mentioning that if Sake manufacturers produced hundreds, sometimes thousands of bottles, most premium wines produced tens of thousands of them. The prices of premium wines rated 90 points range from several hundred to several thousand dollars per bottle. On the other hand, the cheapest Sake Liwen Hao, which won the Wine Advocate award, costs about 15 dollars.


Therefore, it is high time we went back to a couple of months ago, in June 2016, when Japan quickly registered The Taste of Sake Company. By the end of August, the Company offered customers a catalog of 78 types of Sake. Prices on the site were markedly different from the producer ones. They rose dramatically! For example, $160 versus $45, and a week later the same bottle was $5,000.

Many of the awarded 78 types of Sake were so rare that their pictures could not be found on the Internet, but The Taste of Sake put showed on the pages of its site all 78 images of this beverage. An amazing coincidence, isn’t it? At the same time with the release of the acclaimed rating, an independent company bought up all 78 items awarded 90 and more points. The representatives of the Wine Advocate denied any hint of involvement in this strange story. Although, now a thorough investigation of the incident is being carried out. As they say, nothing is stolen without hands.

We are Looking for an Accompaniment to Sake

If you think that Sake is perfect only for Japanese cuisine, you are wrong. More and more restaurants in the world offer sake to Italian, Spanish, Thai, Indian, and Mexican cuisines. You can try the spicy dishes with Honjozo Sake, Junmai Ginjo Sake is perfect with seafood, hard cheeses are the best combination with Koshu Sake. Besides, Indian and Thai dishes are accompanied with Junmai Sake and steaks fit of Sake produced with the use of the ancient Kimoto method … The list can be continued but we are sure that everyone is able to find a unique combination for themselves.

If you don’t know where to start, trust us and try:

Sho Chiku Bai Junmai
Classical sake with a soft texture has flavors of ripe banana, peach, and oatmeal. The ideal serving temperature is 40-50 C, perfect with meat and mushroom dishes.

Umenishiki Ginjo Tuuno
Premium Sake with classic aromas of melon, plum, banana, pineapple, apple marshmallow and rice pudding. Perfect with oysters of Belarusian or Italian cuisine, in which there is basil. Drink is chilled in a wine glass.

Hakushika Junmai Daiginjo
Sake is made on the basis of the famous water “Miyamizu” from the Nado region. Hard water allows for Sake of “masculine style”. It is fresh, with the classic aromas of green apples, bananas, and plum yogurt. The finish is dry but well balanced. This Sake is perfect for seafood dishes of Mediterranean, Indian and Thai cuisine. Drink is chilled in a wine glass.


It is better to drink premium Sake using a wine glass, than ochoko / choko, which are traditional tiny cups that provide the procedure with Japanese colorit, but does not allow you to enjoy either the color or aroma of the beverage.

Sake serving temperature depends on the selected kind. For example, premium types Ginjo and Daiginjo are advised to chill to 6-8 degrees in wine glasses, while Futsu-shu (table sake) is best to serve warmed to 40-50 C in small cups.

About Kristina14 Articles
Professional interests - wine and spirits. In love with great books and trash movies. Instagram: Kristina_WineLove #getsomewinedarling

Be the first to comment

What's on your mind?